Содержание
Эпикур афоризмы и цитаты
Эпику́р (Επίκουρος; 342/341 до н. э., Самос — 271/270 до н. э., Афины) — древнегреческий философ, основатель эпикуреизма в Афинах («Сад Эпикура»), в котором развил Аристиппову этику наслаждений в сочетании с Демокритовым учением об атомах.
Содержание
Богатство, требуемое природой, ограниченно и легко достижимо; а богатство, требуемое праздными мнениями, простирается до бесконечности.
Мудрец не примет участия в государственных делах, если только к этому его кто-нибудь не принудит.
Конечная цель блаженной жизни — телесное здоровье и душевная безмятежность.
Лучше с разумом быть несчастным, чем без разума — счастливым.
Мы ценим свой характер как свою собственность, хорош ли он и уважается ли людьми или нет; так должно ценить и характер других.
Никакое наслаждение само по себе не есть зло; но средства достижения иных наслаждений доставляют куда больше хлопот, чем наслаждений.
Для получения больших наслаждений необходимо себя ограничивать.
Кому малого недостаточно, тому ничего не достаточно. [1] [2] — часто парафраз: «Довольствоваться малым»
Иные всю жизнь готовят себе средства к жизни.
Лучше вытерпеть некоторые страдания, чтобы насладиться большими удовольствиями; полезно воздерживаться от некоторых удовольствий, чтобы не терпеть более тяжких страданий.
Поблагодарим мудрую природу за то, что нужное она сделала легким, а тяжелое ненужным.
Самое страшное из зол — смерть — не имеет к нам никакого отношения, так как, пока мы существуем, смерть еще отсутствует; когда же она приходит, мы уже не существуем.
Величайший плод ограничения желаний — свобода.
Вера в бессмертие родилась из жажды ненасытных людей, безрассудно пользующихся временем, которое природа отпустила им. Мудрый найдёт это время достаточным, чтобы обойти весь круг достижимых наслаждений, и когда наступит пора смерти — насыщенному отойти от стола, освобождая место другим гостям. Для мудрого достаточно одной человеческой жизни, а глупый не будет знать, что ему делать с вечностью.
Необходимость есть бедствие, но нет никакой необходимости жить с необходимостью.
Смерть для нас — ничто: ведь всё и хорошее и дурное заключается в ощущении, а смерть есть лишение ощущений.
Законы изданы ради мудрых — не для того, чтобы они не делали зла, а для того, чтобы им не делали зла.
Пусты слова того философа, которыми не лечится никакое страдание человека. Как от медицины нет никакой пользы, если она не изгоняет болезни из тела, так и от философии, если она не изгоняет болезни из души.
Изучение природы создаёт людей не хвастливых и велеречивых, и не выставляющих напоказ образование, предмет соперничества в глазах толпы, но людей смелых. [3] :87
Если Бог желает предотвратить зло,но не может этого сделать, тогда он бессилен
Если он мог бы это сделать, но не хочет, тогда он исполнен злобы.
Если он имеет как силу, так и желание, то откуда берется зло?
Если же он не имеет ни силы, ни желания — тогда за что называть его Богом?
Спасибо блаженной природе за то, что необходимое она сделала легко доступным, а недоступное — не необходимым. [4] [5]
Сенека, «Нравственные письма к Луцилию» Править
Весёлая бедность — вещь честная. — II, 5 или 6
Honesta res est laeta paupertas.
Это я говорю для тебя, а не для толпы: ведь каждый из нас для другого стоит битком набитого театра. — слова другу; VII, 10
Haec ego non multis, sed tibi; satis enim magnum alter alteri theatrum sumus
Стань рабом философии, чтобы добыть подлинную свободу. — VIII, 7
Philosophiae servias oportet, ut tibi contingat vera libertas.
Кому не кажется верхом изобилия то, что есть, тот останется бедняком, даже сделавшись хозяином всего мира. — IX, 20
Si cui sua non videntur amplissima, licet totius mundi dominus sit, tamen miser est.
Следует выбрать кого-нибудь из людей добра и всегда иметь его перед глазами, — чтобы жить так, словно он смотрит на нас, и так поступать, словно он видит нас — XI, 8
Aliquis vir bonus nobis diligendus est ac semper ante oculos habendus, ut sic tamquam illo spectante vivamus et omnia tamquam illo vidente faciamus
Жить в нужде плохо, но только нет нужды жить в нужде. — XII, 10
Malum est in necessitate vivere, sed in necessitate vivere necessitas nulla est.
Беда глупости ещё и в том, что она всё время начинает жизнь сначала. — XIII, 16
Inter cetera mala hoc quoque habet stultitia: semper incipit vivere.
Тот более всех наслаждается богатством, кто меньше всех в богатствах нуждается. — XIV, 16; либо Метродор из Лампсака (младший), либо ещё кто-то из эпикурейцев
Is maxime divitiis fruitur qui minime divitiis indiget.
Жизнь глупца безрадостна и полна страха, потому что он всё откладывает на будущее. — XV, 9
Stulta vita ingrata est, trepida; tota in futurum fertur.
Прежде смотри, с кем ты ешь и пьёшь, а потом уже, что ешь и пьёшь. Ведь нажираться без друзей — дело льва или волка. — XIX, 10
Ante circumspiciendum est cum quibus edas et bibas quam quid edas et bibas; nam sine amico visceratio leonis ac lupi vita est.
Нелепо стремиться к смерти, пресытившись жизнью, если как раз из-за твоего образа жизни теперь приходится стремиться к смерти. — XXIV, 22
Ridiculum est currere ad mortem taedio vitae, cum genere vitae ut currendum ad mortem esset effeceris.
Только люди бывают так неразумны и даже безумны, что некоторых заставляет умереть страх смерти. — XXIV, 23
Quid tam ridiculum quam appetere mortem, cum vitam inquietam tibi feceris metu mortis.
Делай всё так, будто на тебя смотрит Эпикур. — XXV, 5
Sic fac omnia tamquam spectet Epicurus.
Знать свой изъян — первый шаг к здоровью. — XXVIII, 9
Initium est salutis notitia peccati.
Эпикур говорит, что некоторые — и он в их числе без всякой помощи пробивались к истине и сами себе прокладывали дорогу [6] ; таких он и хвалит больше всех, потому что порыв у них шел из сердца и они сами себя продвинули вперёд… — LII, 3
Quosdam ait Epicurus ad veritatem sine ullius adiutorio exisse, fecisse sibi ipsos viam; hos maxime laudat quibus ex se impetus fuit, qui se ipsi protulerunt…
(2) Изречениями полны и стихи, и труды историков. Поэтому не думай, будто они принадлежат только Эпикуру: они — общее достояние, и больше всего — наше. Но у него их легче заметить, потому что попадаются они редко, потому что их не ждёшь, потому что странно видеть мужественное слово у человека, проповедующего изнеженность. Так судит о нём большинство; а для меня Эпикур будет мужествен даже в тунике с рукавами [7] . У них и то, что сказано Гермархом или Метродором, приписывается одному. Кто бы что ни сказал в их лагере, всё сказано под верховным водительством единственного человека.
Vocibus referta sunt carmina, refertae historiae. Itaque nolo illas Epicuri existimes esse: publicae sunt et maxime nostrae, sed illo magis adnotantur quia rarae interim interveniunt, quia inexspectatae, quia mirum est fortiter aliquid dici ab homine mollitiam professo. Ita enim plerique iudicant: apud me Epicurus est et fortis, licet manuleatus sit . Apud istos quidquid Hermarchus dixit, quidquid Metrodorus, ad unum refertur; omnia quae quisquam in illo contubernio locutus est unius ductu et auspiciis dicta sunt.
Эпику́р (греч. Επίκουρος; 342/341 до н. э., Самос — 271/270 до н. э., Афины) — древнегреческий философ, основатель эпикуреизма в Афинах («Сад Эпикура»).
Нагибайся только за тем, чтобы поднять павших.
Не бойся смерти: пока ты жив — её нет, когда она придёт, тебя не будет.
Если живёшь в гармонии с природой , то никогда не будешь беден , если с людским мнением , то никогда не будешь богатым.
Смерть для человека — ничто, так как, когда мы существуем, смерть еще не присутствует, а когда смерть присутствует, тогда мы не существуем.
Счастье — это вытеснение страдания и беспокойства
« Всем желаниям следует предъявлять вопрос: что будет со мною, если исполнится то, чего я хочу, и что — если не исполнится?»
Ничего нет страшного в жизни тому , кто по-настоящему понял , что нет ничего страшного в не-жизни.
Лучше не бояться лёжа на соломе,
чем быть в тревоге на золотом ложе.
Умение хорошо жить и хорошо умереть — это одна и та же наука.
Многие, накопив богатства, нашли не конец бедам, а другие беды.
В философских спорах выигрывает побежденный, ибо приобретает новую мудрость.
Если ты хочешь сделать Пифокла богатым , нужно не прибавлять ему денег , а убавлять его желания.
Жить в нужде плохо, только нет нужды жить в нужде.
Бог желает предотвратить зло, но не может? — Значит он не всесилен.
Может, но не желает? — Значит он жесток.
Может и желает? — Тогда откуда возникает зло?
Не может и не желает? — Тогда за что называть его Богом?
Величайший плод ограничения желаний — свобода.
Не избегай делать мелкие услуги:
будут думать, что ты способен и на большие.
Никому не следует завидовать,
хорошие люди не заслуживают зависти,
а дурные, чем счастливее бывают,
тем более вредят себе.
Кто не помнит о прошлом счастье, тот старик уже сегодня.
Не юношу нужно считать счастливым, а старца, прожившего жизнь хорошо…
Извлекай из крапивы нитки, из полыни-лекарсво.Имей всегда больше ума, чем самолюбия. Нагибайся лишь для того чтобы поднять павших. Всегда работай, всегда люби. Люби жену и детей больше самого себя. Не жди благодарности и не злись, если тебя не благодарят. Вместо ненависти напутствие, вместо порицания совет. Всегда имей в своем саду свежую розу, в погребе хорошую бутылку вина, а в доме новую книгу. Скользи по жизни смертный, но не наперай на нее.
Афоризмы и цитаты Эпикура
Эпикур, (342/341–271/270 гг. до н. э.), древнегреческий философ, основатель эпикуреизма
Никакое наслаждение само по себе не есть зло; но средства достижения иных наслаждений доставляют куда больше хлопот, чем наслаждений.
Все, чего требует природа, легкодостижимо, а все излишнее – труднодостижимо.
Иные всю жизнь готовят себе средства к жизни.
Ничего нет страшного в жизни тому, кто по настоящему понял, что нет ничего страшного в нежизни.
Кому малого недостаточно, тому ничего не достаточно.
Никогда не хотел я нравиться народу – ведь народ не любит того, что я знаю, а я не знаю того, что любит народ.
Благородный человек всегда более занят мудростью и дружбой: одна из них есть благо смертное, другая — бессмертное.
Боги живут в «междумириях».
Боль есть величайшее из всех зол.
В письме одному из своих слушателей Эпикур пишет: «Это я говорю не многим, а тебе, ведь мы друг для друга достаточная аудитория».
Величайший плод ограничения желаний — свобода.
Во всех занятиях плод с трудом созревает по их окончании, а в философии познание и удовольствие бегут наперегонки. Наслаждение не следует за познанием, но познание и наслаждение существуют одновременно.
Всем желаниям следует предъявлять такой вопрос: что со мною будет, если исполнится то, чего я ищу вследствие желания, и если не исполнится?
Да, боги существуют, ибо знание о них — очевидность; но они не таковы, какими их полагает толпа.
Имей всегда больше ума, чем самолюбия.
Нельзя жить приятно, не живя разумно, нравственно и справедливо, и, наоборот, нельзя жить разумно, нравственно и справедливо, не живя приятно.
Имей всегда в своей библиотеке новую книгу, в погребе полную бутылку, в саду свежий цветок.
Кто кажется страшным, тот не может быть свободным от страха.
Кто не помнит о прошлом счастье, тот старик уже сегодня.
Кто советует юноше хорошо жить, а старцу хорошо окончить жизнь, тот неразумен не только потому, что жизнь ему мила, но еще и потому, что умение хорошо жить и хорошо умереть — это одна и та же наука. Но еще хуже тот, кто рассуждает в духе Феогнида: «Хорошо не родиться.
Если ж родился — сойти поскорее в обитель Аида». Если он говорит так по убеждению, то почему не уходит из жизни? Ведь если это им твердо решено, то это в его власти. Если же он говорит в насмешку, то это глупо, потому что предмет совсем для этого не подходит.
Лучше с разумом быть несчастным, чем без разума счастливым.
Люди обижают друг друга либо из ненависти, либо из зависти, либо из презрения; но мудрец с помощью разума становится выше этого. Раз достигнув мудрости, он уже не может впасть в противоположное состояние даже притворно. Он больше, чем другие, доступен страстям, но мудрости его они не препятствуют.
Людям необходимы даже самые дурные законы, ибо, не будь их, люди пожрали бы друг друга.
Мудрец один способен верно судить о поэзии и музыке, хотя сам и не будет писать стихов.
Мудрый не может превратиться в безмозглого.
Мы ценим свой характер как свою собственность, хорош ли он и уважается ли людьми или нет; так должно ценить и характер других.
Нагибайся только затем, чтобы поднять павших.
Начало всего и величайшее благо есть благоразумие. Поэтому оно дороже философии.
Начало и корень всякого удовольствия — удовольствие чрева, даже мудрость и прочее имеют к нему отношение.
Не избегай оказывать мелкие услуги: будут думать, что ты способен и на большие.
Необходимость есть бедствие, но нет никакой необходимости жить с необходимостью.
Один мудрец другого не мудрее.
Поблагодарим мудрую природу за то, что нужное она сделала легким, а тяжелое ненужным.
Редко судьба препятствует мудрому.
Самое страшное из зол, смерть, не имеет к нам никакого отношения, так как, пока мы существуем, смерть еще отсутствует; когда же она приходит, мы уже не существуем.
Следует смеяться и философствовать и в то же время заниматься хозяйством и пользоваться всеми остальными способностями и никогда не переставать изрекать глаголы истинной философии.
Совсем ничтожен тот, у кого есть много причин для ухода из жизни.
Смертный, скользи по жизни, но не напирай на нее.
Человек бывает несчастлив или вследствие страха, или вследствие безграничной, вздорной страсти.
Эпикур цитаты
Эпикур биография (341 — 270 гг. до н.э.)
Эпикур цитаты. Древнегреческий философ. Родился в городе Лампсак. С 306 г. до н.э. жил в Афинах где, оставил философскую школу («Сад» Эпикура). Из его большого наследия (около 300 сочинений) сохранились несколько писем, афоризмы и завещание.
Философия Эпикура
Философия Эпикура разделяется на этику, физику и канонику (учение о познании). В этике он объявлял истинной природой человека способность к ощущениям (а не разум, как у стоиков), поэтому смысл и конечная цель человеческой жизни — в достижении удовольствий. Удовольствие, по его теории, есть отсутствие страдания. Причина страданий заключена в самом человеке — это страсти и страхи, от которых излечить людей призвана именно философия. Достижение удовольствий невозможно без аскетического самоограничения. Результат правильной жизни — невозмутимый покой души (атараксия), счастье, тождественное добродетели, свобода и наслаждения, высшими из которых являются мудрость, справедливость и особенно дружба.
B его физике вихревое движение атомов заменяется падением, вводится понятие «веса» атомов. Особенно примечательно его учение о произвольном отклонении атомов от падения по прямой, обосновывавшее возникновение миров (число которых бесконечно) и свободу индивида (то есть атома и человека). B борьбе с традиционным для aнтичной натурфилософии понятием рока он доходил до беспрецедентного отрицания точной закономерности небесных явлений. Источником знания признавал ощущения и понятия, рождающиеся из повторения ощущений или их предвосхищения. Критерий истины — соответствие ощущениям, происхождение которых объяснялось демокритовской теорией истечении.
Отвергая представления народной мифологии о богах как нечестивые, считал, что боги ведут блаженное и безмятежное существование в пространствах между мирами («метакосмии», или «интермундии») и не вмешиваются в жизнь миров, являя мудрецам образ для подражания.
Учение Эпикура явилась новым этапом античного атомизма и оказала значительное влияние на позднеантичную и новоевропейскую философию.
Эпикура цитаты
* Благородный человек всегда более занят мудростью и дружбой: одна из них есть благо смертное, другая — бессмертное.
* Боги живут в «междумириях».
* В письме одному из своих слушателей Эпикур пишет: «Это я говорю немногим, а тебе, ведь мы друг для друга достаточная аудитория».
* Величайший плод ограничения желаний — свобода.
* Во всех занятиях плод с трудом созревает по их окончании, а в философии познание и удовольствие бегут наперегонки. Наслаждение не следует за познанием, но познание и наслаждение существуют одновременно.
* Всем желаниям следует предъявлять такой вопрос: что со мною будет, если исполнится то, чего я ищу в следствие желания, и если не исполнится?
* Да, боги существуют, ибо знание о них — очевидность; но они не таковы, какими мы их себе представляем.
* Нельзя жить приятно, не живя разумно, нравственно и справедливо, и, наоборот, нельзя жить разумно, нравственно и справедливо, не живя приятно.
* Имей всегда в своей библиотеке новую книгу, в погребе полную бутылку, в саду свежий цветок.
* Кто кажется страшным, тот не может быть свободным от страха.
* Кто не помнит о прошлом счастье, тот старик уже сегодня.
* Кто советует юноше хорошо жить, а старцу хорошо окончить жизнь, тот неразумен не только потому, что жизнь ему мила, но еще и потому, что умение хорошо жить и хорошо умереть — это: одна и та же наука. Но еще хуже тот, кто рассуждает в духе Феогнида: «Хорошо не родиться. Если ж родился — сойти поскорее в обитель Аида». Если он говорит так по убеждению, то почему не уходит из жизни? Ведь если это им твердо решено, то это в его власти. Если же он говорит в насмешку, то это глупо, потому что предмет совсем для этого не подходит.
* Лучше с разумом быть несчастным, чем без разума счастливым.
* Люди обижают друг друга либо из ненависти, либо из зависти, либо из презрения; но мудрец с помощью разума становится выше этого. Раз достигнув мудрости, он уже не может впасть в противоположное состояние даже притворно. Он больше, чем другие, доступен страстям, но мудрости его они не препятствуют.
* Людям необходимы даже самые дурные законы, ибо, не будь их, люди пожрали бы друг друга.
* Мудрец один способен верно судить о поэзии и музыке, хотя сам и не будет писать стихов.
* Мудрый не может превратиться в безмозглого.
* Мы ценим свой характер как свою собственность, хорош ли он и уважается ли людьми или нет; так должно ценить и характер других.
* Нагибайся только затем, чтобы поднять павших.
* Начало всего и величайшее благо есть благоразумие. Поэтому оно дороже философии.
* Haчало корень всякого удовольствия — удовольствие чрева, даже мудрость и прочее имеют к нему отношение.
* Необходимость есть бедствие, но нет никакой необходимости жить с необходимостью.
* Один мудрец другого не мудрее.
* Поблагодарим мудрую природу за то, что нужное она сделала легким, а тяжелое ненужным.
* Редко судьба препятствует мудрому.
* Самое страшное из зол, смерть, не имеет к нам никакого отношения, так как, пока мы существуем, смерть отсутствует; когда же она приходит, мы уже не существуем.
* Следует смеяться и философствовать и в то же время заниматься хозяйством и пользоваться веми остальными способностями и никогда не переставать изрекать глаголы истинной философии.
* Cовсем ничтожен тот, у кого есть много причин для ухода из жизни.
* Смертный, скользи по жизни, но не напирай на нее.
* Человек бывает несчастлив или вследствие страха, или вследствие безграничной, вздорной страсти.
Arzamas + Издательство Я ндекса. Видео на тему: ▶ Древняя Греция за 18 минут
АФОРИЗМЫ ЦИТАТЫ ВЫСКАЗЫВАНИЯ ИЗРЕЧЕНИЯ
Навигация по сайту
Новое на сайте
Объявления
Эпикур Цитаты. Высказывания Эпикура. Афоризмы Эпикура.
*****
Смертный, скользи по жизни, но не напирай на нее.
*****
Смерть для человека — ничто, так как, когда мы существуем, смерть еще не присутствует, а когда смерть присутствует, тогда мы не существуем.
*****
Кто кажется страшным, тот не может быть свободным от страха.
*****
Лучше не бояться, лежа на соломе, чем быть в тревоге на золотом ложе.
*****
Мудрый выбирает себе друга веселого и сговорчивого.
*****
*****
Нельзя жить приятно, не живя разумно, нравственно и справедливо, и, наоборот, нельзя жить разумно, нравственно и справедливо, не живя приятно.
*****
Величайший плод справедливости — безмятежность.
*****
Всегда работай. Всегда люби. Люби жену и детей больше самого себя. Не жди от людей благодарности и не огорчайся, если тебя не благодарят. Наставление вместо ненависти, улыбка вместо презрения.
*****
Из крапивы извлекай нитки, из полыни — лекарство. Нагибайся только затем, чтобы поднять павших. Имей всегда больше ума, чем самолюбия. Спрашивай себя каждый вечер, что ты сделал хорошего. Имей всегда в своей библиотеке новую книгу, в погребе — полную бутылку, в саду — свежий цветок.
*****
Вселенная беспредельна. Все, что ограничено, предельно, имеет крайнюю точку, а крайняя точка может быть различима при сравнении с другой.
*****
Всем желаниям следует предъявлять такой вопрос: что будет со мной, если исполнится то, чего я ищу вследствие желания, и если не исполнится?
*****
Из всего того, что мудрость доставляет тебе для счастья всей жизни, самое важное есть обладание дружбой.
*****
Привыкай думать, что смерть для нас — ничто; ведь все — и хорошее, и дурное — заключается в ощущении, а смерть есть лишение ощущений.
*****
При философской дискуссии больше выигрывает побежденный — в том отношении, что он умножает знания.
*****
Редко судьба препятствует мудрому.
*****
Самое ужасное из зол — смерть, не имеет к нам никакого отношения; когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет.
*****
Совсем ничтожен тот, у кого есть много причин для ухода из жизни.
*****
Умение хорошо жить и хорошо умереть — это одна и та же наука.
*****
Мудрец не примет участия в государственных делах, если только к этому его кто-нибудь не принудит.
*****
Конечная цель блаженной жизни — телесное здоровье и душевная безмятежность.
*****
Лучше с разумом быть несчастным, чем без разума — счастливым.
*****
Мы ценим свой характер как свою собственность, хорош ли он и уважается ли людьми или нет; так должно ценить и характер других.
*****
Никакое наслаждение само по себе не есть зло; но средства достижения иных наслаждений доставляют куда больше хлопот, чем наслаждений.
*****
Для получения больших наслаждений необходимо себя ограничивать.
*****
Кому малого недостаточно, тому ничего не достаточно.
*****
Иные всю жизнь готовят себе средства к жизни.
*****
Лучше вытерпеть некоторые страдания, чтобы насладиться большими удовольствиями; полезно воздерживаться от некоторых удовольствий, чтобы не терпеть более тяжких страданий.
*****
Поблагодарим мудрую природу за то, что нужное она сделала легким, а тяжелое ненужным.
*****
*****
Величайший плод ограничения желаний — свобода.
*****
Вера в бессмертие родилась из жажды ненасытных людей, безрассудно пользующихся временем, которое природа отпустила им. Мудрый найдёт это время достаточным, чтобы обойти весь круг достижимых наслаждений, и когда наступит пора смерти — насыщенному отойти от стола, освобождая место другим гостям. Для мудрого достаточно одной человеческой жизни, а глупый не будет знать, что ему делать с вечностью.
*****
Необходимость есть бедствие, но нет никакой необходимости жить с необходимостью.
*****
Законы изданы ради мудрых — не для того, чтобы они не делали зла, а для того, чтобы им не делали зла.
*****
Пусты слова того философа, которыми не лечится никакое страдание человека. Как от медицины нет никакой пользы, если она не изгоняет болезни из тела, так и от философии, если она не изгоняет болезни из души.
*****
Если Бог желает предотвратить зло,но не может этого сделать, тогда он бессилен.
Если он мог бы это сделать, но не хочет, тогда он исполнен злобы.
Если он имеет как силу, так и желание, то откуда берется зло?
Если же он не имеет ни силы, ни желания — тогда за что называть его Богом?
*****