Французский писатель моралист автор афоризмов

Розум Т. Н. Жанр нравственного императива у французских писателей-моралистов XVII — XVIII вв.

Т. Н. Розум
ЖАНР НРАВСТВЕННОГО ИМПЕРАТИВА У ФРАНЦУЗСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ-МОРАЛИСТОВ XVII — XVIII вв.
Институт непрерывного педагогического образования НовГУ

ВЕСТНИК НОВГОРОДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

Наши образованные соотечественники в XIX в. увлекались творчеством французских острословов, или моралистов, как было принято их называть во Франции [1]. К числу писателей-моралистов прежде всего относят Франсуа де Ларошфуко, Блеза Паскаля, Жана де Лабрюйера, а также Люка де Клапье де Вовенарга, Никола-Себастьена де Шамфора и Антуана де Ривароля. Одна из пьес Шамфора еще при жизни была переведена на русский язык и поставлена на петербургской сцене («Купец Смирнский»). Граф А. П. Шувалов состоял в переписке с Шамфором. Ривароль также имел почитателей в России: Пушкин был хорошо знаком с его творчеством, а Карамзин ценил его дар слова и первым перевел некоторые из его высказываний на русский язык [2]. Избранные изречения Ларошфуко, Лабрюйера, Вовенарга были переведены по инициативе и при непосредственном участии Л. Н. Толстого, который отмечает их непо-средственность, искренность, новизну [3].

Французская литература XVII — XVIII вв. де-монстрирует глубокий интерес к моральной стороне человеческого существа. Во многих высказываниях моралистов присутствуют такие слова, как «должны», «не должны», «следует», «будем же», «совершенствоваться» и т. д. Они звучат, как призыв к читателям работать над собой, что позволяет нам рассматривать данные рассуждения в ключе императивного речевого жанра. «Коммуникативная цель императивного речевого жанра состоит в том, чтобы вызвать осуществление особого поступка в социальной сфере, предусмотренного этикетом данного общества» [4].

Произведения, вышедшие из-под пера моралистов, сочетают в себе дидактические и художественные элементы: дидактический элемент вкраплен в художественную ткань произведения. Их сочинения носят разные названия: максимы и размышления (Ларошфуко), характеры (Лабрюйер), мысли (Паскаль), афоризмы (Шамфор) и т. д. Несмотря на разные исторические эпохи, условия идейного и культурного развития вышеупомянутых авторов объединяют поставленные нравственные проблемы. Суждения их имеют общезначимый и общечеловеческий характер, поэтому многие из них остаются актуальными и в наши дни.

В научной литературе указывается, что доминантой XVII в. становится наука, а в образовании появляется идея природосообразного воспитания. Наука и образование становятся средством обновления общества, в том числе и морального. Французские философы и ученые видят в природе совершенный механизм, доступный постижению разума и призывают к самостоятельному осмыслению не только окружающей среды, но и собственных поступков. Распространению новых идей в обществе способствовали и писатели-моралисты.

В книге Ф. де Ларошфуко «Максимы» легко угадывается позиция человека, разочарованного в жизни и скептически настроенного. По его мнению, в основе большинства поступков людей лежит два качества: себялюбие и своекорыстие. К этому он добавляет жажду славы, боязнь позора, погоню за богатством, желание устроить жизнь легко и приятно, стремление унизить других. Ларошфуко полагает, что общество строится на двуличии. Пороки, по его мнению, входят в состав добродетелей, как яды в состав лекарств. Но в человеке содержится противоядие, способное ослаблять действие порока, противоядие это — благоразу-мие. Писатель призывает: «Нужно от всей души прощать приятелям их недостатки, если они заложены самой природой и невелики в сравнении с достоинствами. Нам не только не следует судить эти изъяны, но и замечать их. Попытаемся вести себя так, чтобы люди сами увидели свои дурные качества и, исправившись, считали это своей собственной заслугой» [5].

В рассуждениях Ларошфуко можно проследить возрастную периодизацию в нравственном развитии человека. Дети милы, потому что ни в чем не отступают от своей природы, ибо другого поведения и другой манеры держаться они еще не знают. Детское подражание взрослым ведет к развитию неуверенности и фальши. По отроческим склонностям можно судить, в чем заключаются слабости человека и что приведет к падению его тело и душу. Но воспитание молодых людей обычно сводится только к поощрению их врожденного себялюбия. Искусства и науки, приобретенные качества украшают всех лю-дей, но они «должны гармонировать с нашими собственными, лишь в этом случае они будут непременно развиваться и совершенствоваться» [6].

Блез Паскаль демонстрирует удивительную психологическую проницательность в суждениях о человеке. Прежде всего, он отмечает двойственную природу человека, который хочет быть великим, совершенным и счастливым, но находит себя полным несовершенств, убеждается, что недостатки его заслуживают лишь отвращения и ненависти, а потому чувствует себя малым и несчастным. В тексте «Мыслей» неоднократно подчеркивается, что самая низкая черта в человеке, но вместе с тем и величайший признак его превосходства — это искание славы. Тщеславие прочно укоренилось в сердце человека. Люди не довольствуются объективным мнением о себе, поэтому выдают желаемое за действительное. Второй момент, на который автор обращает наше внимание, — постоянное стремление человека к счастью. Под счастьем понимается наполненность человеческой жизни суетой, т. е. развлечениями, играми, продвижением по карьерной лестнице, войнами и т. д., в зависимости от социальной принадлежности и возраста. И все это с целью избежать мрачных мыслей о старости, болезнях, проблемах и т. д., которые накатывают на нас, как только мы остаемся на какое-то время наедине с собой. Суета развлекает нас и не дает места столь неприятным мыслям. Однако тайный инстинкт внушает человеку, что счастье заключается только в покое. Согласно Паскалю, человек мечется всю жизнь между этими крайностями. Однако главное достоинство человека заключается в мысли, а не в пространстве и продолжительности, следовательно, мы должны стараться хорошо мыслить. «Будем же стараться хорошо мыслить: вот начало нравственности», — заключает автор» [7].

Рассуждая о природе человека, Паскаль затрагивает проблему нравственного воспитания. На людей с детства возлагается обязанность заботиться о своей чести и имуществе, а также об имуществе и чести их друзей. Детям внушают, что счастье заключается в здоровье, чести и богатстве. Каждую свободную минуту рекомендуется употреблять на развлечение и игру. Что касается нравственного воспитания взрослых, — высказывается рекомендация к разоблачению их пороков и несовершенств, так как это в конечном счете помогает избавиться от зла, состоящего в неведении этих недостатков. Паскаль констатирует, что свет помышляет лишь о развлечениях, о власти, не задумываясь при этом, что значит быть царем и что значит быть человеком. Подводя итог, писатель восклицает: «Пусть человек узнает теперь цену себе. Пусть он любит себя, так как в его природе есть способность к добру; но пусть ради этого не любит присущих ему злых сторон. Пусть презирает себя, так как эта способность праздная; но не презирает для этого и своей естественной наклонности к добру» [8].

Жан де Лабрюйер — продолжатель Паскаля и Ларошфуко, предвестник Просвещения XVIII в. Его «Характеры, или Нравы нынешнего века» переиздавались при жизни девять раз. Они отличаются большей дидактической направленностью, чем труды его предшественников. Он показывает суетность человеческих чувств, проявления тех или иных пороков, размышляет о достоинствах человека и полагает, что человеческая природа неизменна, так что и через сто лет мир в существе своем останется прежним. Живя при дворе, автор имеет множество подтверждений безнравственного поведения окружающих его людей. Так же, как и Паскаль, Лабрюйер отмечает обстановку праздности, царящую в обществе. Праздность, следствие скуки, вызывает зависимость от пребывания в обществе, от наслаждений, от картежной игры и т. д. Все это присуще тем, кто не любит трудиться. Тот, кто любит труд, убежден писатель, не нуждается в развлечении. Он пытается обратить внимание современников на нравственное состояние общества: «…великие люди встречаются и среди судейских, и среди военных, и среди ученых, и среди придворных; но и герой, и великий человек вместе взятые не стоят одного истинно нравственного человека» [9].

Читать еще:  Афоризмы о новой жизни

Лабрюйер состоял воспитателем при внуке принца Конде, юном герцоге Бурбонском. Известны несколько его писем, где он отчитывается перед Конде в своей миссии. Поскольку в России эти письма не публиковались, о его взглядах на нравственное воспитание детей будем судить по его высказываниям в «Характерах», из которых мы можем вынести следующее:

— в любую эпоху дети подражают взрослым, что находит свое отражение в играх: «господин — господин», «господин — слуга» или «монарх — придворный»;

— выискивая слабые места взрослых, дети могут в определенный момент взять верх и перестать считаться с ними, следовательно, взрослые, особенно воспитатели, должны следить за своими словами и поступками;

— в процессе воспитания необходимо быть справедливым, т. е. четко определять степень вины воспитанника и налагать за свершенный поступок соответствующее наказание;

— основные понятия в процессе воспитания — «уважение» и «доверие».

Если обратиться к писателям-моралистам XVIII в., то можно сказать, что, будучи просветите-лями, они выступают против устаревшей системы мысли и общественного устройства. Их цель — вы-работать в индивидууме независимую нравственную личность.

Люк де Клапье де Вовенарг относится к числу просветителей первой волны. Под влиянием моралистов XVII в. и одновременно в полемике с ними он написал «Введение в познание человеческого разума, сопровожденное размышлениями и максимами на разные темы». Сознание исчерпанности старого мира с его укладом и ценностями, сознание распада и бессилия отжившего общественного строя получили отражение в его высказываниях относительно воспитания детей. Он полагает, что детей учат страху и повиновению, что их «стремятся нравственно поработить, дабы они усвоили, что залог процветания — это умение покорствовать и идти на сделки с совестью» [10]. По мнению Вовенарга, в ребенке следовало бы взращивать самобытность, мужество, независимость, развивать не только память, красноречие и здравомыслие, но и бодрость духа, придавать размах высоким порывам души. В этом случае от натур с хорошими задатками мы могли бы ожидать больших свершений. К сожалению, такие качества, как мужество, любовь к истине и славе, не востребованы в обществе. Несмотря на это Вовенарг верит в добрую основу человеческой природы, настаивает на возможности свободного развития всех душевных сил ребенка, исходя из заложен-ных в нем от природы способностей.

Представляют интерес и взгляды Н. -С. де Шамфора. Происхождение не позволяло ему изначально быть вхожим в высшее общество, но блестящее остроумие, широкая эрудиция и умение вести изящную и содержательную беседу постепенно привлекли к себе внимание и открыли дорогу в свет.

В уцелевших произведениях Шамфора часто встречаются замечания о науках, ученых, воспитании и роли государства в этом процессе. У воспитания одна цель — образовать детский ум соответственно взглядам общества в области законодательства, религии, нравов. Но эти взгляды не должны противоречить друг другу. Настало время, когда следует руководствоваться своим разумом во всех нравственных, политических и общественных вопросах. Шамфор пишет: «Воспитание должно опираться на две основы — нравственность и благоразумие: первая поддерживает добродетель, вторая защищает от чужих пороков. Если опорой окажется только нравственность, вы воспитаете одних простофиль или мучеников; если только благоразумие — одних расчетливых эгоистов» [11]. Писатель подчеркивает необходимость духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. При поддержке государства и единстве требований общество получит законопослушного, разумного, развитого духовно и нравственно гражданина.

Французские писатели-моралисты XVII — XVIII вв., рассматривая вопросы природы человека и нравственного воспитания детей, сделали акцент на двойственной природе человека, соединяющей в себе пороки и добродетели, на вечных проблемах взаимоотношения взрослых и детей в процессе воспитания. Вместе с тем они выделяют недостатки нравственно-го воспитания детей в современном им обществе и дают рекомендации по их устранению. Эти наблюдения французских моралистов затрагивают общечело-веческие ценности и потому выходят за рамки своей эпохи и своей страны.

1. Dictionnaire encyclopédique. Paris: Larousse, 2001. С. 1042.

2. Козмин Н. К. Пушкин-прозаик и французские острословы XVIII-го века (Шамфор, Ривароль, Рюльер) // Изв. ОРЯС. 1928. Т. 1. Кн. 2. С. 536-558.

3. Избранные мысли Лабрюйера, с прибавлением избранных афоризмов Ларошфуко, Вовенарга и Монтескье / Перев. с фр. Г. А. Русанова и Л. Н. Толстого; С предисл. Л. Н. Толстого. М.; 1908. 253 c.

4. Шмелева Т. В. Модель речевого жанра. //Антология речевых жанров: повседневная коммуникация. М.: Лабиринт, 2007. С. 83.

5. Ларошфуко Ф. де. Мемуары. Максимы / Пер. с фр. М.; Харьков, 2003. С. 109.

7. Паскаль Б. Мысли / Пер. с фр. Киев, 1994. С. 78.

9. Суждения и афоризмы / Ф. Ларошфуко, Б. Паскаль, Ж. Лабрюйер; сост., предисл., примеч. Н. А. Жирмунской. М., 1990. С. 291.

10. Размышления и афоризмы французских моралистов XVI — XVIII веков. СПб., 1994. С. 354.

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • Художественная галерея (4494)
  • Reading and Art/ book (543)
  • Детские образы в живописи (370)
  • Поэзия (2263)
  • Русские поэты/Советские поэты (400)
  • Антология восьмистиший (101)
  • Владимир Владимирович Маяковский (88)
  • Переводы (78)
  • Антология восьмистиший/Дополнения (75)
  • Антология одного стихотворения (66)
  • Франческо Петрарка (49)
  • Библейские мотивы в русской поэзии (29)
  • Антология поэзии русского зарубежья 1920–1990 (19)
  • Осип Эмильевич МАНДЕЛЬШТАМ любовная лирика (18)
  • Поэты «Золотого века» (14)
  • А. Ахматова. Стихи о любви (11)
  • Николай Алексеевич НЕКРАСОВ Стихи о любви (6)
  • МАРШАК САМУИЛ ЯКОВЛЕВИЧ (47)
  • Поэты и поэзия серебряного века (281)
  • Актеры читают классику/ поэзию (312)
  • Сущность дня (1943)
  • Писатели — поэты — жизнь и судьба (992)
  • А.П. Чехов (123)
  • ВЛАДИМИР ГИЛЯРОВСКИЙ – ДАЛЬНИЙ РОДСТВЕННИК ЭРАСТА (6)
  • Лев Толстой (685)
  • Лев Толстой Об истине, жизни и поведении (377)
  • Мысли мудрых людей на каждый день (84)
  • Толстой Лев Николаевич Дневники (41)
  • Жемчужины мудрости. Фраза на каждый день (684)
  • Этот день в истории. (585)
  • для детей и взрослых (521)
  • Многослов-1: (193)
  • Книга занимательных историй » (58)
  • Пушкинские проповеди Симон Соловейчик (56)
  • Письма о добром и прекрасном (30)
  • Музыка: (463)
  • Путеводитель по зарубежной популярной музыке (34)
  • Великие композиторы / исполнители (307)
  • Дневники/Воспоминания (416)
  • 100 лет Октябрьской революции (91)
  • Встречи с А.А. Ахматовой (39)
  • Photos/Фотоподборка (385)
  • Актеры — жизнь и судьба (267)
  • Ольга Книппер-Чехова “ЧЕХОВ МЕЧТАЛ О ЖЕНЩИНЕ-ЛУН (7)
  • Мудрые мысли (261)
  • Психология//философия (244)
  • Сунь-Цзы. Искусство побеждать (13)
  • выдающиеся женщины (200)
  • Мысли, афоризмы и шутки выдающихся женщин (21)
  • English (176)
  • «Крупицы Истины» (175)
  • Чтения и размышления у книжного шк (155)
  • Анекдоты о литераторах (30)
  • Галантные дамы былых времен (28)
  • Исторические анекдоты (19)
  • Черубина де Габриак: другая сторона медали (5)
  • СССР в зарисовках и анекдотах (5)
  • Анекдоты о Вольтере, (4)
  • Николай Степанович Гумилёв: свидетельства и воспо (2)
  • Молодой Борис Пастернак и его окружение (2)
  • Библия (Синодальный перевод). (148)
  • Псалмы Давида (83)
  • Книга Притчей Соломоновых (31)
  • Псалмы-Псалтирь в переводах (переложениях) стихами (21)
  • Книга Екклеcиаста, или Проповедника (12)
  • Русская семерка (131)
  • Факты из жизни (123)
  • История одной песни/ романса (117)
  • Современные художники (109)
  • Письма в облака незнакомому любимому человеку (95)
  • Скульптура (85)
  • «Наполним музыкой сердца » Окуджава (73)
  • Правила Жизни (73)
  • Филип Стенхоп Честерфилд. Письма к сыну (69)
  • ЖЕМЧУЖИНЫ АНГЛИЙСКОЙ ПОЭЗИИ (66)
  • Композиторы — жизнь и судьба (58)
  • Ироническая и юмористическая поэзия (52)
  • БОРИС ЗАХОДЕР — ЗАХОДЕРЗОСТИ (21)
  • коллекция русских икон арт-галереи Дежа Вю (50)
  • «Владимир, или Прерванный Полет» (Марина Влади) (49)
  • Тютчев Федор Иванович (43)
  • Уинстон Черчилль: факты и анекдоты из жизни полити (34)
  • Музы художников (29)
  • Поэзия Востока (22)
  • Александр Блок Стихи о прекрасной даме (15)
  • Эрнест Миллер Хемингуэй (14)
  • «Кредо человека», Эрнест Хемингуэй (6)
  • Классики фотографии (12)
  • СЕКРЕТ ВЕЧНОЙ МОЛОДОСТИ ИВАНА КОЗЛОВСКОГО (6)
  • ДВЕ ЖЕНЫ И ДВЕ ПОЛОВИНКИ ЛЕОНИДА УТЕСОВА (6)
  • Анри Барбюс. Нежность (6)
  • А. К. Толстой. Стихи о любви (5)
  • И. Анненский. Стихи о любви (4)
  • СЕРГЕЙ ЛЕМЕШЕВ: ОБРЕЧЕННЫЙ НА ЛЮБОВЬ (4)
  • Культура, искусство, история (3400)
  • Статьи / Документ (1035)
  • Foto History/ Retro foto (260)
  • Легендарные актеры и режиссеры театра и кино (186)
  • «100 фактов о культурном достоянии России» (104)
  • Факт дня (76)
  • история США (64)
  • Всемирная история с Андреем Сидорчиком (58)
  • Наше старое кино (38)
  • Топ-5 (31)
  • Факультатив по истории (28)
  • Гравюра (13)
  • Говорит и показывает: (8)
  • metalwork / Ceramic (5)
  • Мир вокруг нас (966)
  • video (532)
  • Александр Сергеевич Пушкин (296)
  • Друзья и современники А.С.Пушкина (21)
  • Роман в письмах (7)
  • А. С. Пушкин. Стихи о любви (4)
  • Андрэ Моруа. Письма незнакомке (54)
  • Афоризмы, цитаты, пословицы (1861)
  • Великие мысли и афоризмы великих людей (167)
  • Законы жизни (90)
  • Семь смертных грехов и семь добродетелей (72)
  • Мудрецы Поднебесной империи (70)
  • Прокачай мозг методом британских ученых (62)
  • Марк Твен. Афоризмы и шутки (48)
  • Универсальный цитатник политика и журналиста (44)
  • ОТЦЫ И ДЕТИ (33)
  • Формула успеха (19)
  • Мысли, афоризмы и шутки знаменитых мужчин (18)
  • Генрих Гейне. Мысли и афоризмы (13)
  • барды /авторская песня (29)
  • биография (941)
  • Великие мыслители / (423)
  • 10 000 АФОРИЗМОВ ВЕЛИКИХ МУДРЕЦОВ (207)
  • Николо Макиавелли. (14)
  • Изречения из басен, поэм, трактатов Древней Индии (10)
  • Книга Сёрена Кьеркьегора “Евангелие страданий” (7)
  • живопись (9610)
  • Женский образ в живописи (2415)
  • natural world (1022)
  • рассказы о шедеврах живописи (412)
  • Библия и живопись/ Религиозная живопись (404)
  • Мужской портрет (283)
  • «Домашние питомцы на картинах художников&quot (252)
  • «Шедевры итальянской живописи» (91)
  • Русская историческая живопись/Произведение искус (89)
  • Interior (66)
  • История графики/ графикa (52)
  • Автопортрет (44)
  • Советская реалистическая живопись (38)
  • Из истории реализма в русской живописи 18-19 веков (24)
  • Городской пейзаж (17)
  • Мастера натюрморта (2)
  • жанровая живопись (3280)
  • Натюрморт/ цветочный натюрморт (874)
  • Одна картина (4011)
  • Портрет (1834)
  • Живопись и поэзия (475)
  • Поэтический мир прерафаэлитов (41)
  • Афоризмы Британии. (20)
  • Великие истории любви (299)
  • итальянский ренессанс (20)
  • Классическая музыка (165)
  • опера/ балет/Шедевры искусства (27)
  • литература (2444)
  • Я читаю /Читалка (150)
  • Словарь афоризмов русских писателей (126)
  • Лауреаты Нобелевской премии по литературе (35)
  • Актуальный Карамзин. (34)
  • Юрий Безелянский (26)
  • Кривин Феликс Дистрофики (23)
  • Антология Сатиры и Юмора России ХХ века (23)
  • Феликс Кривин Полусказки (22)
  • литературный_пир (22)
  • История одного произведения (21)
  • Феликс Кривин Всемирная история в анекдотах (17)
  • Адресаты произведений русских поэтов и писателей (14)
  • ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ГЕРОЯ›: (5)
  • Кривин Феликс Давидович Избранное (4)
  • Императорская библиотека (3)
  • Литературная страница (2554)
  • Строки, рожденные в этот день. (411)
  • актуальная классика//»отрывок из книги» (130)
  • Последнее стихотворение (XVIII-XX вв. русской поэ (95)
  • Чудное мгновенье Любовная лирика русских поэтов (78)
  • Поэзия войны../ Песни о войне (74)
  • театр прозы. поэзии — видео — mp3 (67)
  • Автографы (42)
  • БлОговещенск (38)
  • Вероника Михайловна Тушнова (17)
  • С. Есенин. Стихи о любви (13)
  • личности в истории (451)
  • ЛЮБОВЬ в письмах выдающихся людей (167)
  • Марина Цветаева (44)
  • Музеи (636)
  • Государственный Эрмитаж (95)
  • Лондонская Национальная Галерея (49)
  • Картины из коллекции Лувра (42)
  • Государственная Третьяковская галерея (36)
  • Шедевры Эрмитажа. Старые мастера (34)
  • Private collection (32)
  • музей д’Орсе (28)
  • Museo del Prado, Madrid (17)
  • Метрополитен-музей (17)
  • Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. (15)
  • Tate (12)
  • шедевры мировой живописи в вашем доме /Лувр (10)
  • Музей «Грюнес Гевёльбе» — «Зелёные Своды» (7)
  • Венский Музей истории искусства (6)
  • Британская Национальная галерея (2)
  • Музы знаменитых писателей (38)
  • музыка и живопись (42)
  • музыкальная страница (688)
  • ОСКАР УАЙЛЬД (39)
  • Памятные даты (1827)
  • «сегодня родились» (1081)
  • Притчи, байки (38)
  • проза (64)
  • рассказы о музыке и музыкантах (137)
  • рассказы о художниках и картинах (654)
  • Картины Яна Вермеера (31)
  • Эль Греко (12)
  • театр , кино -актеры-актрисы — жизнь и судьба (54)
  • Стихи в прозе (10)
  • Человек без границ (79)
  • Тургенев Иван Сергеевич (70)
  • Художник (3493)
  • Renoir, Pierre-Auguste (176)
  • Илья Репин (127)
  • Рембрандт Харменс ван Рейн (96)
  • Vincent van Gogh (80)
  • Жизнь Тулуз-Лотрека (49)
  • Валентин Серов (47)
  • Эдгар Дега Hilaire-Germain-Edgar De Gas (44)
  • Константин Коровин (37)
  • Рубенс, Питер Пауль (23)
  • Василий Поленов (23)
  • Рафаэль Санти (18)
  • воспоминания Михаила Нестерова (15)
  • Художник-музыканты-литераторы- актеры (119)
  • Цитаты из книги (399)
  • Энциклопедический словарь крылатых слов и выражени (947)
  • Юмор и сатира (543)
  • К вам мой попугай не залетал? (18)
Читать еще:  Афоризмы про взрослую дочь

Музыка

Поиск по дневнику

Статистика

знаменитый французский философ, моралист и писатель.

Участвовал в Итальянской и Богемской кампаниях 1735 и 1742 г.; заболел оспой, навсегда обезобразившей его, и вышел в отставку; болезнь помешала ему также идти по дипломатическому пути, и Вовенарг всецело предался литературным занятиям.

Ещё будучи лейтенантом, во время Богемской кампании, Вовенарг послал Вольтеру написанный им сравнительный этюд о Корнеле и Расине, где сильно превозносил второго за счет первого.

Вольтер сразу отгадал в молодом офицере задатки недюжинного ума. Оставив службу, Вовенарг поселился в Париже, где вращался в кругу Вольтера и Мармонтеля. Молодой моралист своей детски чистой душой и нравственной силой имел глубокое влияние на Вольтера.

В 1746 г. он издал небольшой томик, в состав которого вошли: «Introduction à la connaissance de l’esprit humain», «Réflexions sur divers sujets», «Conseils à un jeune homme», «Réflexions critiques sur divers poètes», «Fragments sur les orateurs et sur La Bruyère», «Méditation sur la foi» и «Paradoxes mêlés de Réflexions et de Maximes».

А год спустя он умер, по словам Мармонтеля, «христианином-философом».

Афоризмы, цитаты


    Бедность так принижает людей, что они стыдятся даже своих добродетелей.

Большинство людей в глубине души презирает добродетель и плюет на славу.

Бывают весьма порядочные люди, которые умеют веселиться лишь на один манер — зло потешаясь над собеседниками.

Бывают люди, чьи таланты никогда бы не обнаружились, не будь у них еще и недостатков.

В дружбе, браке, любви, словом, в любых человеческих отношениях мы всегда хотим быть в выигрыше, а поскольку отношения между друзьями, любовниками, братьями, родственниками и т. д. особенно тесны и многообразны, не следует удивляться, что в них ждет нас больше всего неблагодарности и несправедливости.

В известном смысле недостатки любого произведения сводятся к одному — оно слишком длинно.

В любом трактате проглядывает подчас немало двусмыслицы, а это доказывает, что каждая из договаривающихся сторон сознательно намеревалась нарушить его, как только представится возможность.


    В сострадании меньше нежности, чем в любви.

В старости не увеличивается число друзей: все потери тогда безвозвратны.

Читать еще:  Афоризмы о цели

В сущности, почти все, что люди считают зазорным, совершенно невинно. Мы краснеем от того, что не богаты, не знатны, что у нас горб или хромая нога, и еще по множеству поводов, о которых не стоит даже упоминать.

Все люди рождаются искренними, а умирают лжецами.

Все, что слишком длинно, приедается, даже жизнь; однако ее любят.

Хотите подчинить себе других — начинайте с себя.

Чашечка кофе после обеда — и наше самоуважение возрастает; точно так же достаточно порою небольшой шутки, чтобы сбить большую спесь.

Человек разумный не станет придираться к прямому смыслу слов, если ему понятно, что хотел ими сказать автор.

Человек, от которого никому нет проку, поневоле честен.

Человека называют бесхарактерным, если душа его слаба, легкомысленна, непостоянна, но даже эти недостатки все равно образуют характер.

Человеколюбие — вот первейшая из добродетелей.

Чем бесспорнее изречение, тем больше опасность, что оно станет общим местом.

Чрезмерная осмотрительность не менее пагубна, чем ее противоположность: мало проку от людей тому, кто вечно боится, как бы его не надули.


    Чужое остроумие быстро прискучивает.

Шутка у философов столь умеренна, что ее не отличишь от серьезного рассуждения.

Язык и мысль ограничены, истина же беспредельна.

Франсуа Ларошфуко. Французский писатель-моралист

Франсуа VI де Ларошфуко (фр. François VI duc de La Rochefoucauld) родился 15 сентября 1613 года в Париже, в семье герцога. До смерти отца (1650) носил титул «принц де Марсийак». Происхождение предопределило его дальнейшую судьбу, бросив в самую гущу дворцовых интриг.

Ларошфуко принимал деятельное участие в политической жизни Франции той эпохи. Он оказался в политической партии, враждебной кардиналу Ришелье, и был вынужден примкнуть к Фронде – широкому общественному течению против абсолютизма, существовавшему в 1648-1653 годах и состоявшему из представителей разных сословий, во главе с принцем Конде.

Удалившись от двора, Ларошфуко поддерживал тесную связь с салонами мадам Сабле и мадам Лафайет. В 1665 году он опубликовал, ставшие впоследствии очень популярными, «Размышления, или Моральные изречения», более известные как «Максимы». В последующие годы вышло пять переработанных и дополненных изданий. Неизменный успех «Максим» на протяжении нескольких лет объясняется афористической четкостью мышления автора.

Ларошфуко крайне пессимистически смотрит на природу человека. Основной его афоризм:«Наши добродетели – это чаще всего искусно переряженные пороки». В основе всех человеческих поступков он усматривает самолюбие, тщеславие и преследование личных интересов.

Изображая эти пороки и рисуя портреты честолюбцев и эгоистов, Ларошфуко имеет преимущественно в виду людей своего круга, общий тон его афоризмов – крайне ядовитый. Особенно удаются ему жестокие определения, меткие и острые как стрела, например, изречение:«Все мы обладаем достаточной долей христианского терпения, чтобы переносить страдания… других людей».

Не менее важным трудом Ларошфуко явились его «Мемуары» (1662), ценнейший источник о временах Фронды. Историю о подвесках королевы Анны Австрийской, лёгшую в основу романа «Три мушкетера», Александр Дюма взял именно из этого произведения Ларошфуко. В романе «Двадцать лет спустя» автор выведен под своим прежним титулом – принц де Марсийак.

Умер Франсуа де Ларошфуко в Париже 17 марта 1680 года.

15 афоризмов Франсуа де Ларошфуко

Франсуа де Ларошфуко (1613 — 1680) — выдающийся французский писатель и философ-моралист. Он вошел в историю мировой литературы как автор книги «Максимы» — сборника афоризмов, ставшего кодексом житейской философии для многих поколений европейцев.

Мы отобрали 15 цитат из его знаменитого сочинения:

Чтобы оправдаться в собственных глазах, мы нередко убеждаем себя, что не в силах достичь цели; на самом же деле мы не бессильны, а безвольны.

Чаще всего тяготят окружающих те люди, которые считают, что они никому не могут быть в тягость.

Кто очень сильно любит, тот долго не замечает, что он-то уже не любим.

В ревности больше самолюбия, чем любви.

Люди скорее согласятся себя чернить, нежели молчать о себе.

Проявить мудрость в чужих делах куда легче, нежели в своих собственных.

Нигде не найти покоя тому, кто не нашел его в самом себе.

Мы редко до конца понимаем, чего мы в действительности хотим.

Все жалуются на свою память, но никто не жалуется на свой разум.

Многие презирают жизненные блага, но почти никто не способен ими поделиться.

Верность, которую удается сохранить только ценой больших усилий, ничуть не лучше измены.

Упрямство рождено ограниченностью нашего ума: мы неохотно верим тому, что выходит за пределы нашего кругозора.

Слабость характера – это единственный недостаток, который невозможно исправить.

Мы ничего не раздаем с такой щедростью, как советы.

Не доброта, а гордость обычно побуждает нас читать наставления людям, совершившим проступки; мы укоряем их не столько для того, чтобы исправить, сколько для того, чтобы убедить в нашей собственной непогрешимости.

Французский писатель, автор сборника афоризмов «Максимы»

Последняя бука буква «о»

Ответ на вопрос «Французский писатель, автор сборника афоризмов «Максимы» «, 9 букв:
ларошфуко

Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова ларошфуко

Франц. писатель-моралист 17 в. («Мемуары», «Размышления. «)

Известный французский писатель

Французский писатель-моралист (1613-1680, «Мемуары», «Размышления, или Моральные изречения и максимы»)

Франсуа де (1613—80) французский писатель-моралист

«лучше смеяться, не будучи счастливым, чем умереть не посмеявшись» (французский классик)

Очень красивый замок

Французский писатель, поэт

Определение слова ларошфуко в словарях

Википедия Значение слова в словаре Википедия
Ларошфуко́ , старинный французский дворянский род из провинции Пуату . Основатель — Фуко де Ла Рош — по семейным преданиям, внук Юга II де Лузиньяна . Принцы де Марсийак с 1500 , графы с 1517 , герцоги и пэры Франции с 1622. Старшая линия пресеклась в мужском.

Энциклопедический словарь, 1998 г. Значение слова в словаре Энциклопедический словарь, 1998 г.
ЛАРОШФУКО (La Rochefoucauld) Франсуа де (1613-80) французский писатель-моралист. В «Мемуарах» (1662) и «Максимах» (1665) в афористичной форме переданы философские итоги наблюдений над природой человеческого характера.

Примеры употребления слова ларошфуко в литературе.

Герцог Ларошфуко изъявляет готовность прибыть за ними с пятью сотнями дворян и проводить их в Сомюр, если ему удастся осуществить свой замысел относительно этой крепости.

Буйонский, чтобы сопровождать их в Блэ, где они пробудут, пока не увенчаются успехом старания, прилагаемые герцогом Ларошфуко и герцогом Сен-Симоном склонить бордоский парламент и город Бордо принять их у себя.

Хотя герцог Ларошфуко оставался в неведении, какое решение она изберет, он все же почел своим долгом принять все необходимые меры.

Принцу, и герцог Ларошфуко, таким образом, счел себя в состоянии одновременно взяться за выполнение двух весьма существенных для создававшейся партии замыслов: один состоял в том, что он послал предложить вдовствующей Принцессе, другой — в захвате Сомюра.

Гито Комменж, имея королевский приказ о своем назначении ее комендантом, и ведет с собой две тысячи пехотинцев, чтобы ее осадить в случае отказа Дюмона удалиться, воспользовался каким-то предлогом и затянул передачу крепости Комменжу, известив герцога Ларошфуко, что готов отдать ее в его руки и примкнуть к его партии, если он пожелает подойти к ней с войсками Маркиз Жарзэ также предложил пробиться со своими друзьями в крепость и ее защищать, если только герцог Ларошфуко пришлет ему письменное заверение в том, что прибудет к нему на помощь в указанный им самим срок.

Источник: библиотека Максима Мошкова

Ссылка на основную публикацию
×
×
Adblock
detector