Русский язык пословицы 3 класс

Пословицы и поговорки на уроках русского языка
материал по русскому языку (3 класс) по теме

Подборка пословиц и поговорок для отработки орфограмм в начальной школе.

Предварительный просмотр:

Пословица – краткое народное изречение с назидательным смыслом; народный афоризм (С.Ожегов).

Пословица – краткое изречение, поучение, более в виде притчи, иносказанья или в виде житейского приговора; это ходячий ум народа; она переходит в поговорку или простой оборот речи (В.Даль).

Поговорка – выражение, преимущественно образное, не составляющее, в отличие от пословицы, законченного высказывания и не являющееся афоризмом (С.Ожегов).

Поговорка – складная, короткая речь, ходячая в народе, но не составляющая полной пословицы: поученье в принятых, ходячих выражениях; условный оборот речи, обычный способ выражаться (В.Даль).

С произведениями фольклора дети встречались уже в детском саду. Придя в школу они уже знают колыбельные песенки, загадки, считалки, скороговорки, наиболее часто употребляемые пословицы и поговорки. Поэтому устное народное творчество уместно включать в уроки русского языка. Особенно удобно использовать их при отработке изучаемых орфограмм.

Гласные после шипящих.

Делу время – потехе ча с.

Не торопись отве ча ть – торопись слушать.

В чу жи е сани не садись.

Грибы и щу т – по лесу ры щу т.

Ши ла в мешке не утаишь.

Чужи м богат не будешь.

Чу жая душа – потёмки.

Век жи ви – век учись.

Яйца курицу не у ча т.

Жи знь прожить – не поле перейти.

Сам погибай, а товарища выру ча й.

Знания – дело на жи вное.

Голову дер жи в холоде, жи вот в голоде, а ноги в тепле.

На вкус и цвет товари ща нет.

Где с ши то на живую нитку, там жди прорехи.

Держи карман ши ре.

Ча й пить – не дрова рубить.

Конь бе жи т, земля дро жи т.

Дом, как полная ча ша.

Чу деса в решете.

Январь – году на ча ло, зиме – середина.

Соловей с вороной в одном лесу жи вут, да разные песни поют.

Два медведя в одной берлоге не у жи вутся.

Не верь козлу в огороде, а волку в ов ча рне.

Летом проле жи шь, зимой с сумой побе жи шь.

Ехал в К азань, заехал в Р язань.

У лодыря Е горки, всегда отговорки.

Куда М акар телят не гонял.

Москва слезам не верит.

Язык до К иева доведёт.

Правописание слов с сочетаниями ЧК, ЧН.

Белые ру чк и чужие труды любят.

Какова яблоня, таковы и ябло чк и.

Ложка дёгтя в бо чк у мёда.

Ласто чк а день начинает, а соловей кончает.

Сини чк а – воробью сестри чк а.

Сначала цвето чк и, а уж потом ягодки.

Зимний ветер морозу помо щн ик.

Старый друг лу чш е новых двух.

Правописание слов с ь – показателем мягкости.

Бол ь ше думай, мен ь ше говори.

Смелост ь города берёт.

Осен ь – перемен восем ь .

Бол ь ному всё гор ь ко.

Жит ь – Родине служит ь .

Родина – мат ь , умей за неё постоят ь .

Скучен ден ь до вечера, коли делат ь нечего.

Разделительный мягкий знак.

Б ь ётся как рыба об лёд.

Снегирь зимою поёт, на снег, в ь югу и слякоть.

Здоров ь ю цены нет.

Не игла ш ь ёт, а руки.

Февраль силён метел ь ю, а март – капел ь ю.

Осен ь ю у вороб ь я пир.

Учен ь е – путь к умен ь ю.

Апрельские руч ь и землю будят.

Если зимою в ь юги, то летом – ненаст ь е.

Ветер без крыльев летает.

Где была радуга, там дождь прол ь ётся.

Где хотен ь е – там и умен ь е.

Терпен ь е и труд всё перетрут.

Откладывай бездел ь е. Не откладывай дела.

Всяк кузнец своего счаст ь я.

Маленькое дело лучше большого бездел ь я.

Птице – крыл ь я, а человеку – разум.

Вся сем ь я вместе, так и душа на месте.

Учен ь е – свет, а неучен ь е – тьма.

Повторен ь е – мать учен ь я.

Непроверяемые безударные гласные.

Два м е дведя в одной берлоге живут.

Худ о бед, когда хлеба нет.

Р а ботай до поту, так поешь в охоту.

Без к а пусты щи не густы.

Дорога ложка к о беду.

Слово не в о робей, вылетит, не поймаешь.

На вкус и цвет т о вар и ща нет.

Видит с о бака м о локо, да в кувшине глубоко.

Пустили козла в о г о род.

Не дорог о бед, а дорог привет.

Правда в огне не г о рит и в воде не тонет.

Не мол о т железо куёт, а кузнец мол о том бьёт.

Всякая д о рога вдвоём веселей.

Тяп да ляп не выйдет к о рабль.

Безударные гласные, проверяемые ударением.

Б о льшой г о ворун – пл о хой работник.

Сядем р я дком да пог о ворим л а дком.

Тогда пл я ши, когда играю.

Утро веч е ра мудренее.

Б е да ум р о дит.

За худой г о л о вой и н о гам не покой.

У страха гл а за велики.

Не на пользу ч и тать коли только в е ршки хв а тать.

Незнайка лежит, а Знайка далеко бежит.

О дер е ве судят по пл о дам, а о человеке по его д е лам.

По платью встречают, по уму провожают.

Какие труды, такие пл о ды.

Мороз л е нивого за нос хв а тает, а перед проворным шапку сн и мает.

Дерево с и льно к о рнями, а человек своими трудами.

З е рно в к о л о су, тор о пись сжать п о л о су.

Всякому м и ла своя ст о рона.

Новый год – к в е сне поворот.

Октябрь землю покрыл где л и стом, где сн е жком.

Где птица не л е тает, а своё гн е здо знает.

Парные звонкие и глухие согласные.

Береги но с в большой моро з .

Ко ш ка клубком – на моро з .

В зимний холо д всякий моло д .

Ко ш ка на поро г , а мы ш ка в уголок.

Кто любит тру д , того люди чтут.

Терпенье и тру д всё перетрут.

Сорвать пру т не большой тру д .

В мае дождь – будет рожь.

Пей, ешь, а правду ре ж ь.

Красна яго д ка, да на вкус горька.

Ры б ка мелка, да уха сла д ка.

Бро в ь да глаз рядом живут.

Не тот дру г , кто ме д ком мажет, а тот, кто в глаза правду скажет.

На мы ш ку и ко ш ка зверь.

Мё д есть – в улей ле з ть.

Собирай по яго д ке – наберёшь кузовок.

Чтобы ры б ку съесть, надо в воду ле з ть.

Хвост голове не ука з ка.

Хле б – всему голова.

Хле б – батюшка, вода – матушка.

Хрен ре д ьки не слаще.

Мал золотник, да доро г .

По Сеньке ша п ка.

Один с сошкой, а семеро с ло ж кой.

На языке мё д , а на сердце лё д .

Старый дру г лучше новых двух.

Снег глубок — год хорош.

И на нашей улице будет праз д ник.

Ленивому всегда праз д ник.

Зимой со л нце сквозь слёзы улыбается.

Тёплые и звёз д ные ночи в апреле – к урожаю.

На языке мёд, а на сердце – лёд.

Сс ора до добра не доводит.

В осе нн ее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, свистит и рвёт, льёт и снег метёт.

Исти нн ую цену розе знает лишь соловей.

Весе нн ий день год кормит.

Ленивому каждый день су бб ота.

Предлоги и приставки.

Скромность всякому к лицу.

Совесть без зубов, а гложет.

Сорока на хвосте при несла.

Без труда нет плода.

День на минуту, болтовни на час.

На языке мёд, а на сердце – лёд.

Жизнь прожить, не поле перейти.

За молчал, как воды в рот на брал.

Легко сказать, да тяжело с делать.

Снегирь под окном чирикает, к от тепели.

Февраль и теплом при ласкает, и морозом от дубасит.

Это ещё вилами на воде на писано.

Одна пчела не много мёда на таскает.

Рано пташечка за пела, как бы кошечка не с ъела.

Белый свет не клином со шёлся.

Ум за разум зашёл.

По дал ручку, да под ставил ножку.

Легко чужими руками жар за гребать.

Нашла коса на камень.

Разделительный твёрдый знак.

Лето собирает, а зима с ъ едает.

Ветер снег с ъ едает.

С ъ ел бы пирог, да в печи сжёг.

Чтобы рыбку с ъ есть, надо в воду лезть.

Не за то волка бьют, что сер, а за то, что овцу с ъ ел.

Правописание существительных с шипящими на конце.

Белый лебедь серому не товари щ .

Сытый голодному не товари щ .

Будет день – будет и ночь.

Всякая ве щь хороша на своём месте.

Здоровому вра ч не нужен.

Как в мае дождь – так и будет ро жь .

Даст небо дождь, а земля ро жь.

Ло жь человека не красит.

Летом свет во всю но чь .

Правописание не с глаголами.

Не спеши языком, торопись делом.

Правда в огне не горит и в воде не тонет.

Не сиди сложа руки, не будет скуки.

Чужой земли мы не хотим и своей не отдадим.

Читать еще:  Афоризмы про вмф

Ссора до добра не доведёт.

С огнём не шути и воде не верь.

По снегу грибы не ищи.

Всех сластей не переешь, всех нарядов не переносишь.

Где не бывал, о том не сказывай.

Не хвастай силой, не хвались умом.

Семеро одного не ждут.

Падежные окончания существительных.

При солнышк е тепло, при матер и добро.

На чужой сторонушк е рад своей воронушк е .

Птица рада весне, а младенец — матер и .

Не грози щук е морем.

Чему научишься в молодост и , пригодится в старости.

Кто мечтает о побед е , тот не думает о смерт и .

Друг познаётся в опасност и .

Горьк ая правда лучше сладк ой лжи.

Держись стар ого друга.

Стар ый друг лучше нов ых двух.

Мал ое слово большую работу творит.

Чёрн ая земля золотую рожь родит.

Книга для ума – что тёпл ый дождь для всходов.

Утренн яя роса – добр ая слеза: ею лес умывается, с ночкой прощается.

Дождлив ое лето хуже осени.

Зима снежн ая – лето дождлив ое .

Маленьк ое дело лучше безделья.

На труслив ого человека всегда собак много.

Хорош ие речи приятно слушать.

Глаголы на – тся, ться.

Грамоте учи ться всегда пригоди тся .

Учи ться никогда не поздно.

С умным человеком разговаривать, что мёду напи ться.

Надо беречься, чтобы не обжечься.

Волков боя ться – в лес не ходить.

Где тонко, там и рвё тся.

Слухами земля полни тся .

Пуганая ворона куста бои тся .

В тихом омуте черти водя тся .

Любишь ката ться, люби и саночки возить.

Без слов дом не строи тся, без пословицы речь не молви тся .

Безударные личные окончания глаголов.

Доброе слово само себя хвал ит .

Правда глаза кол ет .

Труд человека корм ит , а лень порт ит .

Своя ноша не тян ет .

Кто не се ет , тот не жнёт.

Улитка едет, когда-то буд ет .

Сытый голодного не разумеет.

Вид ит око далеко, а ум ещё дальше.

И сила уму уступа ет .

Много вид ит , да мало слыш ит .

Язык без костей, что хоч ет , то и лопоч ет .

Мягко стел ет , да жёстко спать.

Перо пиш ет , а ум вод ит .

Одним ухом спит, другим слыш ит .

Друг спо рит , а враг поддакива ет .

Сладким портят, а горьким леч ат .

Трус погиба ет , а храбрый побежда ет.

Глаголы 2 лица единственного числа.

Баснями сыт не буд ешь .

Без беды друга не узна ешь .

Без труда не вытащ ишь и рыбку из пруда.

Напиш ешь пером, не выруб ишь топором.

Тише едешь, дальше буд ешь .

Не поклоняясь до земли и грибка не подым ешь .

Что посе ешь , то и пожн ёшь .

Близок локоть, да не укус ишь .

Слезами горю не помож ешь .

Одной рукой и узла не завяж ешь .

Кашу маслом не испорт ишь .

За чужим погон ишь ся, своё потеря ешь .

Слышал звон, да не зна ешь где он.

Шутку люб ишь над Фомой, так люби и над собой.

Упуст ишь время – потеря ешь час.

В решете воду не удерж ишь .

Конь вырвется – догон ишь , а слово сказанное не ворот ишь .

Цену вещи узна ешь , когда потеряешь.

Тише ед ешь , дальше буд ешь .

Поспеш ишь , людей насмеш ишь .

Однородные члены предложения.

Без нитки да иголки шубу не сшить.

Декабрь год кончает, а зиму начинает.

Солнце летом греет, а зимой морозит.

Январь тулуп до пят надевает, хитрые узоры на окнах рисует.

За совесть, за честь, хоть голову снесть.

Кто встал пораньше, ушёл подальше.

Семь раз примерь, один отрежь.

У вас дрова рубят, а к нам щепки летят.

У него на вербе груши растут.

Друг тот, кто в беде с тобой.

В чужом глазу соринку заметит, а у себя и бревна не разглядит.

Внеклассное мероприятие «Пословицы и поговорки», 3 класс

Внеклассное мероприятие по русскому языку для 3-4 класса

Игровая программа для 3-4 класса «Здравствуй, пословица, привет, поговорка!»

Данное творческое дело позволяет детям проявить высокую активность в играх и выполнении заданий, связанных со знанием русских пословиц, поговорок, фразеологизмов.

Мероприятие расширяет словарный запас, развивает речь, прививает любовь к устному народному творчеству.

Актуально для учащихся 3—4 классов.

Ведущий. Русский язык особенно богат пословицами, поговорками, крылатыми выражениями. Их десятки тысяч. Это наше величайшее богатство.

Они делают речь необычайно красивой, выразительной, образной и меткой.

Конечно же, вы слышали и сами не раз произносили выражения: «семь пятниц на неделе», «голоден как волк», «без труда не вытянешь и рыбку из пруда», может быть, даже не подозревая, что они живут в народе уже сотни лет, передаваясь из поколения в поколение.

Сегодня я предлагаю вам поиграть с пословицами, поговорками, крылатыми выражениями, и, может быть, они станут вам еще ближе.

Начнем с разминки. Закончите пословицу или поговорку.

♦ Друга ищи, а нашел — . (береги).

♦ Не родись красивой, а родись . (счастливой).

♦ Семь бед — один . (ответ).

♦ Любишь кататься, люби и саночки . (возить).

♦ Делу время, потехе — . (час).

♦ Шила в мешке не . (утаишь).

♦ Один в поле не . (воин).

♦ У страха глаза . (велики).

♦ Что посеешь, то и . (пожнешь).

♦ В тихом омуте черти . (водятся).

♦ Не в свои сани не . (садись).

♦ Своя рубаха ближе к. (телу).

♦ После дождичка в . (четверг).

♦ При солнышке тепло, при матери . (добро).

♦ Семь раз примерь, один раз . (отрежь).

♦ Капля камень. (точит).

♦ Гол, как осиновый . (кол).

♦ Ученье — свет, а неученье — . (тьма).

♦ Лучше поздно, чем . (никогда).

Ведущий. А теперь давайте поиграем с пословицами.

Нужно произнести пословицу разным голосом, с разными чувствами (с ужасом, с радостью, с презрением и т. д.)

♦ Волков бояться — в лес не ходить.

Ведущий. Для выполнения этого задания потребуется несколько желающих, построенных в одну линию.

Ведущий. Попробуйте произнести предложения, не показывая зубов, обращаясь к соседу, стоящему слева.

♦ В тесноте, да не в обиде. А ты как думаешь? Ведущий. В следующем задании поговорки «шутят». Исправьте ошибки.

♦ Два сапога — тара.

♦ Голод — не щетка.

♦ Жди у горя погоды.

♦ Толочь в ступе Соду.

♦ Нашла коза на камень.

♦ Первый клин комом.

♦ В здоровом теле здоровый пух.

♦ Крутится, как булка в колесе.

♦ Не делай из мухи слова.

♦ Купить кита в мешке.

♦ Положить губы на полку.

♦ Пять пятниц на неделе.

Ведущий. Расшифруйте поговорки. (См. приложения № 1, 2.)

Ответы: сердце не камень; бить баклуши.

Ведущий. Доскажите недостающие во фразеологизмах слова:

Дружнее этих двух ребят

На свете не найдешь.

О них обычно говорят:

Водой не. (разольешь).

Мы исходили городок

Буквально вдоль и . (поперек).

И так устали мы в дороге,

Что еле . (волочили ноги).

Товарищ твой просит украдкой

Ответы списать из тетрадки.

Не надо, ведь этим ты другу

Окажешь медвежью. (услугу).

Фальшивят, путают слова,

Поют, кто в лес, . (кто по дрова).

Ребята слушать их не станут:

От этой песни уши . (вянут).

О том, кто в чем-то преуспел,

Мы скажем: он собаку. (съел).

Уже три дня я вспоминаю

Слова из детской песни,

И вспомнить их я не могу,

Ну не могу — хоть . (тресни)!

Вот смотрит удивительно кто-то,

Ну, как баран на новые . (ворота).

Я волнуюсь, беспокоюсь,

Как-то мне неловко.

Впору о себе сказать:

Сижу как на . (иголках).

Но оказался . (в дураках),

То есть, сел в. (калошу)!

Ведущий. А эти пословицы перепутались. Наведите в них порядок!

♦ Москва, платежом, верит, красен, слезам, не, долг.

Ответы: Москва слезам не верит. Долг платежом красен.

♦ По, познается, считают, в, друг, цыплят, осени, беде.

Ответы: Друг познается в беде. Цыплят по осени считают.

Ведущий. Узнайте пословицу по двум предметам. (См. приложения №3, 4.) Ответы: Яблоко от яблони недалеко падает. Знает кошка, чье мясо съела. Пуганая ворона куста боится. Дареному коню в зубы не смотрят. Посади свинью за стол, так она и ноги на стол. Что написано пером, то не вырубишь топором. Не красна изба углами, а красна пирогами.

Ведущий. Послушайте сказку, сочиненную вашей ровесницей, и попробуйте закончить ее подходящей по смыслу пословицей.

ПОТЕРЯ ГОЛОВНОГО УБОРА

В одном очень приятном водоеме жили рыбы. Среди них были две подружки — Гита и Зита.

И вот шестого марта по рыбьему календарю на

ступил день рождения Гиты. Ей подарили много цветов и головной убор в виде лилии. Гите некуда пока было надевать подарок, и она засунула его подальше.

Через месяц ее подруга выходила замуж, и Гиту с Зитой пригласили на свадьбу. Гита, разыскивая замечательный головной убор, который так подходил к этому случаю, перевернула свою норку с ног на голову. Все было напрасно. А Зита, идя к подруге в гости, увидела его висевшим на водорослях и поспешила отнести Гите. Заглянув в норку подруги, она спросила:

— Гита, что ты ищешь?

Зита отдала Гите головной убор и сказала: . («Что имеем — не храним, потерявши — плачем».)

Крикало Настя, 3 класс.

Ведущий. И — последнее задание: изобразить пословицы и поговорки, записанные на карточках, с помощью жестов и мимики. (В скобках указано количество человек, необходимых для участия в постановке.)

КАРТОЧКИ

Заблудиться в трех соснах, (4). Аппетит приходит во время еды, (1—2). Семеро одного не ждут, (8). Одна нога здесь, другая там, (1). От горшка два вершка, (1). За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь, (3). Лежачего не бьют, (минимум 2). Семимильными шагами, (1).

Классный час «Пословицы и поговорки», 3 класс

Методическая разработка познавательного классного часа для 3 класса

Конспект классного часа для 3 класса «Поговорка — цветочек, пословица — ягодка»

Цель: познакомить детей с русскими пословицами и поговорками; дать представление об отличии пословиц от поговорок; развивать внимание, память, мышление, артистические способности, расширять лексический запас школьников.

Оборудование: таблицы с зашифрованными пословицами и поговорками. (См. приложения № 1, 2, 3, 4.)

Учитель. Глубока кладовая народной мудрости — не вычерпать ее до дна. Русский язык особенно богат пословицами и поговорками. Меткие, лаконичные, выразительные, они сами приходят на ум в той или иной жизненной ситуации. Они сопровождают нас всю жизнь, хотя, если подумать, мы как будто и не читали их нигде, только в разговоре их слышали и сразу же запомнили.

Многие пословицы и поговорки живут в народе уже сотни лет, а некоторые придуманы недавно.

Читать еще:  Цитаты и афоризмы ироничные

Сегодня я предлагаю вам поиграть с пословицами и поговорками, прикоснуться к кладовой народной мудрости, почувствовать ее очарование.

Начнем с разминки. Многие пословицы вам уже знакомы. Я буду произносить фразу, а ваша задача — закончить ее.

➢ Труд кормит, а лень . (портит).

➢ Делу — время, потехе — . (час).

➢ Мал золотник, да . (дорог).

➢ Один ум — хорошо, а два — . (лучше).

➢ Не имей сто рублей, а имей сто . (друзей).

➢ Каждый купец свой товар . (хвалит).

➢ Ученье — свет, а неученье — . (тьма).

➢ На деньги ума не . (купишь).

➢ Лучше поздно, чем . (никогда).

➢ Один в поле не . (воин).

➢ Семь раз примерь, один раз . (отрежь).

➢ В тихом омуте черти. (водятся).

➢ У страха глаза . (велики).

➢ Дружба дороже . (денег).

Попробуйте вспомнить пословицы, по которым сделаны эти газетные заголовки.

➢ Готовь лыжи летом.

(Готовь сани летом, а телегу зимой.)

➢ Мал городок, да дорог.

(Мал золотник, да дорог.)

➢ Цыплят считают и зимой.

(Цыплят по осени считают.)

➢ Посадка в чужие сани уже объявлена.

(Не садись не в свои сани.)

➢ Когда в соседях согласья нет.

(Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет.)

➢ А Васька продолжает есть.

(А Васька слушает да ест.)

➢ Проводили по одежке.

(Встречают по одежке, а провожают по уму.)

Учитель. А теперь узнайте пословицу по двум предметам. (См. приложения № 1, 2, 3, 4.)

1) Каша, масло. (Кашу маслом, не испортишь.)

2) Муха, слон. (Не делай из мухи слона.)

3) Яблоко, яблоня. (Яблоко от яблони недалеко падает.)

4) Перо, топор. (Что написано пером, то не вырубишь топором.)

Пословицу довольно трудно отличить от поговорки. Народная мудрость гласит: поговорка — цветочек, пословица — ягодка.

Пословицы очень похожи на мудрые высказывания знаменитых людей, это коротенькие притчи. Можно сказать, что пословица не сочиняется, а рождается в результате каких-либо жизненных обстоятельств как крик, сорвавшийся с души. Всякая пословица содержит поучение.

Поговорка — это меткое образное выражение, складная короткая речь, которая не составляет полной пословицы и в отличие от пословицы лишена обобщающего поучительного смысла.

Найдите «ключик» и расшифруйте следующие поговорки.

1. ЕЛЕДЕН АН ЦИНТЯП ЬМЕС (Семь пятниц на неделе.)

2. ЬТИЖОЛОП ЫБУЗ АН УКЛОП (Положить зубы на полку.)

ЕРГ (После дождичка в четверг.)

Учитель. Попробуем отличить пословицу от поговорки. Поиграем. Если я произнесу поговорку, т. е. неполное суждение, — поставьте руку на парту, если произнесу пословицу, т. е. полное суждение, поучение — поднимите руку выше головы.

➢ Береги платье снову, а честь смолоду. (Пословица)

➢ У него не все дома. (Поговорка)

➢ Одного поля ягоды. (Поговорка)

➢ Жизнь дана на добрые дела. (Пословица)

➢ Не говори «гоп», пока не перепрыгнешь. (Пословица)

➢ Один, как перст. (Поговорка)

➢ Слезами горю не поможешь. (Пословица)

➢ Друг познается в беде. (Пословица)

➢ Закатил за воротник. (Поговорка)

➢ Один, как медведь в берлоге. (Поговорка)

➢ На чужой сторонушке рад своей воронушке. (Пословица)

➢ Голодный, как волк. (Поговорка)

Учитель. Сейчас я предлагаю вам послушать пословицы, которые, скорее всего, вам не знакомы. В них не хватает последнего слова. Попробуйте догадаться по смыслу, каким может быть последнее слово.

➢ Хороша веревка длинная, а речь. (короткая).

➢ Не торопись отвечать, торопись. (слушать).

➢ Мягко стелет, да жестко. (спать).

➢ Молодец против овец, а против молодца и сам — . (овца).

➢ Где тонко, там и . (рвется).

➢ Худой мир лучше доброй . (ссоры).

➢ Сам кашу заварил, сам и . (расхлебывай).

➢ Что посеешь, то и . (пожнешь).

➢ Дерево ценят по плодам, а человека — . (по делам).

➢ Лучше хорошо поступать, чем хорошо. (говорить).

➢ Прощай другим, но не прощай . (себе).

Учитель. Предлагаю желающим изобразить пословицы и поговорки с помощью жестов и мимики. (Желающие получают карточки, изображают записанные в них пословицы и поговорки, а остальные — угадывают)

➢ Заблудиться в трех соснах. (4)

➢ От горшка три вершка. (1)

➢ Семеро одного не ждут. (8)

➢ Лежачего не бьют. (8)

Примечание. В скобках указано количество человек, необходимых для участия в постановке.

Учитель. А теперь — задание повышенной сложности. Среди групп пословиц на одну тему найдите «лишнюю».

1. Пчела мала, а и та работает.

2. От скуки дело бери в руки.

3. И Москва не вдруг строилась.

4. Собирай по ягодке — наберешь кузовок.

5. Утопающий хватается за соломинку.

1. Каковы сами, таковы и сани.

2. Дыма без огня не бывает.

3. Большому кораблю — большое плаванье.

4. Всякий молодец на свой образец.

5. По Сеньке и шапка.

1. Не бей Фому за Еремину вину.

2. Лежачего не бьют.

3. Отольются кошке мышкины слезки.

4. Сам кашу заварил, сам и расхлебывай.

5. Не дорог подарок, дорога любовь.

1. Ученье — свет, а неученье — тьма.

2. Зелен виноград не сладок, а млад ум не крепок.

3. Как аукнется, так и откликнется.

4. У дурака не спрашивай ума.

5. За ученого трех неученых дают.

Последнее задание заключается в том, чтобы закончить сказку, сочиненную вашим ровесником, подходящей по смыслу пословицей.

Два лягушонка

Жили два лягушонка. Один был добрый. А другой злой.

Однажды злой лягушонок придумал сделать ловушку своему другу. Он подпилил камыш, чтобы, когда добрый лягушонок проплывал возле этого камыша, тот упал на него.

Злой лягушонок пошел к доброму лягушонку и сказал: «Пойдем поплаваем наперегонки». Они пошли. Плыли, плыли. Вдруг добрый лягушонок остановился, чтобы поймать муху, а злой дальше поплыл и наткнулся на свою ловушку. Тут-то вспомнил он пословицу. (Не рой яму другому — сам в нее попадешь.)

Палющенков Дима, 3 класс.

Учитель. На этом занятие окончено. Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями.

3 «А» класс ГБОУ СОШ №323 города Москвы

Пословицы и поговорки на все правила русского языка

С произведениями фольклора дети встречались уже в детском саду. Придя в школу они уже знают колыбельные песенки, загадки, считалки, скороговорки, наиболее часто употребляемые пословицы и поговорки. Поэтому устное народное творчество уместно включать в уроки русского языка. Особенно удобно использовать их при отработке изучаемых орфограмм.

Гласные после шипящих.

Делу время – потехе час.
Не торопись отвечать – торопись слушать.
В чужие сани не садись.
Грибы ищут – по лесу рыщут.
Шила в мешке не утаишь.
Чужим богат не будешь.
Чужая душа – потёмки.
Век живи – век учись.
Яйца курицу не учат.
Жизнь прожить – не поле перейти.
Сам погибай, а товарища выручай.
Знания – дело наживное.
Голову держи в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле.
На вкус и цвет товарища нет.
Где сшито на живую нитку, там жди прорехи.
Держи карман шире.
Чай пить – не дрова рубить.
Конь бежит, земля дрожит.
Дом, как полная чаша.
Чудеса в решете.
Январь – году начало, зиме – середина.
Соловей с вороной в одном лесу живут, да разные песни поют.
Два медведя в одной берлоге не уживутся.
Не верь козлу в огороде, а волку в овчарне.
Летом пролежишь, зимой с сумой побежишь.

Ехал в Казань, заехал в Рязань.
У лодыря Егорки, всегда отговорки.
Куда Макар телят не гонял.
Москва слезам не верит.
Язык до Киева доведёт.

Правописание слов с сочетаниями ЧК, ЧН.

Белые ручки чужие труды любят.
Какова яблоня, таковы и яблочки.
Ложка дёгтя в бочку мёда.
Ласточка день начинает, а соловей кончает.
Синичка – воробью сестричка.
Сначала цветочки, а уж потом ягодки.
Зимний ветер морозу помощник.
Старый друг лучше новых двух.

Правописание слов с ь – показателем мягкости.

Больше думай, меньше говори.
Смелость города берёт.
Осень – перемен восемь.
Больному всё горько.
Жить – Родине служить.
Родина – мать, умей за неё постоять.
Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Разделительный мягкий знак.

Бьётся как рыба об лёд.
Снегирь зимою поёт, на снег, вьюгу и слякоть.
Здоровью цены нет.
Не игла шьёт, а руки.
Февраль силён метелью, а март – капелью.
Осенью у воробья пир.
Ученье – путь к уменью.
Апрельские ручьи землю будят.
Если зимою вьюги, то летом – ненастье.
Ветер без крыльев летает.
Где была радуга, там дождь прольётся.
Где хотенье – там и уменье.
Терпенье и труд всё перетрут.
Откладывай безделье. Не откладывай дела.
Всяк кузнец своего счастья.
Маленькое дело лучше большого безделья.
Птице – крылья, а человеку – разум.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
Ученье – свет, а неученье – тьма.
Повторенье – мать ученья.

Непроверяемые безударные гласные.

Два медведя в одной берлоге живут.
Худ обед, когда хлеба нет.
Работай до поту, так поешь в охоту.
Без капусты щи не густы.
Дорога ложка к обеду.
Слово не воробей, вылетит, не поймаешь.
На вкус и цвет товарища нет.
Видит собака молоко, да в кувшине глубоко.
Пустили козла в огород.
Не дорог обед, а дорог привет.
Правда в огне не горит и в воде не тонет.
Не молот железо куёт, а кузнец молотом бьёт.
Всякая дорога вдвоём веселей.
Тяп да ляп не выйдет корабль.

Безударные гласные, проверяемые ударением.

Большой говорун – плохой работник.
Сядем рядком да поговорим ладком.
Тогда пляши, когда играю.
Утро вечера мудренее.
Беда ум родит.
За худой головой и ногам не покой.
У страха глаза велики.
Не на пользу читать коли только вершки хватать.
Незнайка лежит, а Знайка далеко бежит.
О дереве судят по плодам, а о человеке по его делам.
По платью встречают, по уму провожают.
Какие труды, такие плоды.
Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает.
Дерево сильно корнями, а человек своими трудами.
Зерно в колосу, торопись сжать полосу.
Всякому мила своя сторона.
Новый год – к весне поворот.
Октябрь землю покрыл где листом, где снежком.
Где птица не летает, а своё гнездо знает.

Парные звонкие и глухие согласные.

Береги нос в большой мороз.
Кошка клубком – на мороз.
В зимний холод всякий молод.
Кошка на порог, а мышка в уголок.
Кто любит труд, того люди чтут.
Терпенье и труд всё перетрут.
Сорвать прут не большой труд.
В мае дождь – будет рожь.
Пей, ешь, а правду режь.
Красна ягодка, да на вкус горька.
Рыбка мелка, да уха сладка.
Бровь да глаз рядом живут.
Не тот друг, кто медком мажет, а тот, кто в глаза правду скажет.
На мышку и кошка зверь.
Мёд есть – в улей лезть.
Собирай по ягодке – наберёшь кузовок.
Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть.
Хвост голове не указка.
Хлеб – всему голова.
Хлеб – батюшка, вода – матушка.
Хрен редьки не слаще.
Мал золотник, да дорог.
По Сеньке шапка.
Один с сошкой, а семеро с ложкой.
На языке мёд, а на сердце лёд.
Старый друг лучше новых двух.
Снег глубок — год хорош.

Читать еще:  Сестра цитаты высказывания афоризмы

И на нашей улице будет праздник.
Ленивому всегда праздник.
Зимой солнце сквозь слёзы улыбается.
Тёплые и звёздные ночи в апреле – к урожаю.
На языке мёд, а на сердце – лёд.

Двойные согласные.
Ссора до добра не доводит.
В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, свистит и рвёт, льёт и снег метёт.
Истинную цену розе знает лишь соловей.
Весенний день год кормит.
Ленивому каждый день суббота.

Предлоги и приставки.

Скромность всякому к лицу.
Совесть без зубов, а гложет.
Сорока на хвосте принесла.
Без труда нет плода.
День на минуту, болтовни на час.
На языке мёд, а на сердце – лёд.
Жизнь прожить, не поле перейти.
Замолчал, как воды в рот набрал.
Легко сказать, да тяжело сделать.
Снегирь под окном чирикает, к оттепели.
Февраль и теплом приласкает, и морозом отдубасит.
Это ещё вилами на воде написано.
Одна пчела не много мёда натаскает.
Рано пташечка запела, как бы кошечка не съела.
Белый свет не клином сошёлся.
Ум за разум зашёл.
Подал ручку, да подставил ножку.
Легко чужими руками жар загребать.
Нашла коса на камень.

Разделительный твёрдый знак.

Лето собирает, а зима съедает.
Ветер снег съедает.
Съел бы пирог, да в печи сжёг.
Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть.
Не за то волка бьют, что сер, а за то, что овцу съел.

Правописание существительных с шипящими на конце.

Белый лебедь серому не товарищ.
Сытый голодному не товарищ.
Будет день – будет и ночь.
Всякая вещь хороша на своём месте.
Здоровому врач не нужен.
Как в мае дождь – так и будет рожь.
Даст небо дождь, а земля рожь.
Ложь человека не красит.
Летом свет во всю ночь.

Правописание не с глаголами.

Не спеши языком, торопись делом.
Правда в огне не горит и в воде не тонет.
Не сиди сложа руки, не будет скуки.
Чужой земли мы не хотим и своей не отдадим.
Ссора до добра не доведёт.
С огнём не шути и воде не верь.
По снегу грибы не ищи.
Всех сластей не переешь, всех нарядов не переносишь.
Где не бывал, о том не сказывай.
Не хвастай силой, не хвались умом.
Семеро одного не ждут.

Падежные окончания существительных.

При солнышке тепло, при матери добро.
На чужой сторонушке рад своей воронушке.
Птица рада весне, а младенец — матери.
Не грози щуке морем.
Чему научишься в молодости, пригодится в старости.
Кто мечтает о победе, тот не думает о смерти.
Друг познаётся в опасности.

Горькая правда лучше сладкой лжи.
Держись старого друга.
Старый друг лучше новых двух.
Малое слово большую работу творит.
Чёрная земля золотую рожь родит.
Книга для ума – что тёплый дождь для всходов.
Утренняя роса – добрая слеза: ею лес умывается, с ночкой прощается.
Дождливое лето хуже осени.
Зима снежная – лето дождливое.
Маленькое дело лучше безделья.
На трусливого человека всегда собак много.
Хорошие речи приятно слушать.

Глаголы на – тся, ться.

Грамоте учиться всегда пригодится.
Учиться никогда не поздно.
С умным человеком разговаривать, что мёду напиться.
Надо беречься, чтобы не обжечься.
Волков бояться – в лес не ходить.
Где тонко, там и рвётся.
Слухами земля полнится.
Пуганая ворона куста боится.
В тихом омуте черти водятся.
Любишь кататься, люби и саночки возить.
Без слов дом не строится, без пословицы речь не молвится.

Безударные личные окончания глаголов.

Доброе слово само себя хвалит.
Правда глаза колет.
Труд человека кормит, а лень портит.
Своя ноша не тянет.
Кто не сеет, тот не жнёт.
Улитка едет, когда-то будет.
Сытый голодного не разумеет.
Видит око далеко, а ум ещё дальше.
И сила уму уступает.
Много видит, да мало слышит.
Язык без костей, что хочет, то и лопочет.
Мягко стелет, да жёстко спать.
Перо пишет, а ум водит.
Одним ухом спит, другим слышит.
Друг спорит, а враг поддакивает.
Сладким портят, а горьким лечат.
Трус погибает, а храбрый побеждает.

Глаголы 2 лица единственного числа.

Баснями сыт не будешь.
Без беды друга не узнаешь.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Напишешь пером, не вырубишь топором.
Тише едешь, дальше будешь.
Не поклоняясь до земли и грибка не подымешь.
Что посеешь, то и пожнёшь.
Близок локоть, да не укусишь.
Слезами горю не поможешь.
Одной рукой и узла не завяжешь.
Кашу маслом не испортишь.
За чужим погонишься, своё потеряешь.
Слышал звон, да не знаешь где он.
Шутку любишь над Фомой, так люби и над собой.
Упустишь время – потеряешь час.
В решете воду не удержишь.
Конь вырвется – догонишь, а слово сказанное не воротишь.
Цену вещи узнаешь, когда потеряешь.
Тише едешь, дальше будешь.
Поспешишь, людей насмешишь.

Однородные члены предложения.

Без нитки да иголки шубу не сшить.
Декабрь год кончает, а зиму начинает.
Солнце летом греет, а зимой морозит.
Январь тулуп до пят надевает, хитрые узоры на окнах рисует.
За совесть, за честь, хоть голову снесть.
Кто встал пораньше, ушёл подальше.
Семь раз примерь, один отрежь.

У вас дрова рубят, а к нам щепки летят.
У него на вербе груши растут.
Друг тот, кто в беде с тобой.
В чужом глазу соринку заметит, а у себя и бревна не разглядит.
Кто любит труд, того люди чтут.

Урок родного (русского) языка на тему » Путешествие в мир пословиц» (3 класс)

Идёт приём заявок

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Урок русского (родного) языка

Цель: познакомить детей с пословицами, их ролью в жизни людей. Развивать устную связную речь, память внимание, логическое мышление, выразительное чтение. Воспитывать интерес к устному народному творчеству

Оборудование: выставка книг разных изданий с пословицами и

поговорками, карточки с пословицами и поговорками, карточки с заданиями

– Чтобы узнать тему сегодняшнего урока вы должны прочитать её на карточке, которую я покажу очень быстро. Нужно успеть прочитать. (мгновенное чтение)

Пословицу сказал – дорогу указал,

поговорку – душу утешил.

1.Беседа о красоте русского языка.

А.С.Пушкин говорил: «Что за роскошь, что за смысл,

какой толк в каждой пословице, что это за золото!»

-Что придаёт нашей речи красоту и образность? Прочитайте предложения:

Красна речь пословицей.

Без пословицы не проживёшь.

Пословица недаром молвится.

Старая пословица вовек не сломится.

Пословица — всем делам помощница.

2. Беседа о жанрах русского народного творчества (фольклора)

В словарях В.И.Даля и С.И.Ожегова даны определения:

Пословица – это вид, жанр устного народного творчества. Краткое поучительное изречение. Пословица учит, советует, наставляет, предупреждает. В ней всегда есть вывод, который полезно помнить каждому. Люди с уважением относятся к пословицам, часто употребляют их в своей речи. От этого их речь становится более яркой, образной, красивой. Пословицы появились в речи давно. Более 300-х лет назад. Их также как и сказки, песни передавали из поколения в поколение.

Поговорка – выражение, преимущественно образное, не составляющее, в отличие от пословицы, законченного высказывания и не являющееся афоризмом (кратким выразительным изречением).

1-й этап: Давайте вспомним некоторые пословицы:
1. При солнышке тепло…(при матери добро)
2. У ребенка палец болит — (у матери сердце болит)
3. Мал золотник (да дорог)
4. Красна птица пером, ( а человек умом)
5. Жадность (до добра не доводит)
6. У скупого и зимой (снега не выпросишь)
7. Много хочешь — (мало получишь)
8. Рука принимает много добра, (если бывает сама щедра)
9. Живи для людей — (поживут и люди для тебя)
10. Землю красит солнце, (а человека труд).

2-й этап: «Отгадай пословицу»

-Каждая группа получает карточку с парой слов из пословицы. Вы должны вспомнить пословицу, назвать и объяснить её значение.

(Нашла коса на камень)

-О непримиримом столкновении характеров, взглядов.

(Шила в мешке не утаишь)

-Невозможно скрыть то, что само себя выдаёт.

(Дело мастера боится)

-Умелому человеку любое дело по плечу.

(В гостях хорошо, а дома лучше)

Человек всегда стремится в родные места, к привычному образу жизни.

(Не спеши языком, торопись делом)

-Меньше говори, больше делай.

3-й этап: «Пословицы перепутались»

-Вспомнить недостающие части перепутавшихся пословиц и поговорок, восстановить их.

Ученье – свет, скоро состаришься.

Слово – не воробей, а неученье – тьма.

Сколько волка не корми, а он всё равно в лес смотрит.

Не имей сто рублей, – ни одного не поймаешь.

За двумя зайцами погонишься а имей сто друзей.

Не плюй в колодец вылетит – не поймаешь.

Много будешь знать, – пригодится воды напиться.

-Из частей, «потерявших» друг друга, собрать известные пословицы.

Взявшись за гуж, не суйся в воду.

Обжёгшись на молоке, а телегу зимой.

Не говори «гоп», да не укусишь.

Любишь кататься, пока не перепрыгнешь.

Не знавши броду, не говори, что не дюж.

Близок локоток, будешь дуть и на воду.

Готовь сани летом, люби и саночки возить.

5-й этап: «Допиши пословицу»

-Каждая команда получает карточку с одинаковым заданием. На карточке записаны начала пословиц и поговорок. Задача команд – дописать их. Побеждает та команда, игроки которой первыми правильно выполнят задание.

1. Друзья познаются….(в беде).

2. Крепкую дружбу и топором….(не разрубишь).

3. Нет друга – ищи, а нашёл….(береги).

4.Новых друзей наживай, а старых…(не теряй).

5. Сам погибай, а товарища….(выручай).

6. Без дела жить – только небо…(коптить).

7.Без труда не вытащишь и ….(рыбку из пруд).

8. В труде рождаются….(герои).

-Через три минуты каждая команда только при помощи мимики и жестов должна изобразить пословицу, которая им попалась в задании. Победит та команда, чья пословица будет наиболее узнаваема.

Сделал дело – гуляй смело.

Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

Сила есть – ума не надо.

Определяется команда – победитель.

Пословица недаром молвится:

Без них прожить никак нельзя!

Они великие помощницы

И в жизни верные друзья.

Порой чему – то поучают

И от беды нас берегут.

Пословица вовек не сломится,

Ведь с ней и горе и беда.

И наша речь красна пословицей;

Давайте помнить их друзья!

Домашнее задание – подобрать пословицы, в которых упоминаются числа.

Ссылка на основную публикацию
×
×
Adblock
detector