Пословицы поговорки загадки устное народное творчество

Пословицы, поговорки

Пословицы и поговорки — это короткие и выразительные высказывания, в которых запечатлены наблюдательность и мудрость людей. Как правило, поговорка описывает какое-то явление, но не даёт ему моральной оценки. Пословица же состоит из двух частей: в первой описывается явление, а во второй выражается его оценка, положительная или отрицательная, и даётся поучение, рекомендация, как нужно поступать.

Пословица: Век живи — век учись

Поговорка: Ложка дёгтя в бочке мёда.

  • Дурной человек старается оправдать свою ошибку, хороший — её исправить.
  • Человек без мечты, что птица без крыльев.
  • Не место красит человека, а человек место.
  • На каждого Егорку своя поговорка.
  • Человек кузнец своего счастья.
  • Говорят про Фому, а он про Ерёму.
  • Один про Фому, другой про Ерёму.
  • Иван кивает на Петра, а Пётр на Ивана.
  • Малый, что глупый, а глупый, что малый.
  • По одежде не суди, по делам гляди.
  • Рубашка износится, а доброе дело не забудется.
  • Сила хорошо, а ум лучше, а доброе сердце всё покрывает.
  • Не ищи красоты, ищи доброты.
  • Некрасив лицом, да хорош умом.
  • Мир не без добрых людей.
  • У доброго хозяина и пёс гладкий.
  • Доброму гостю хозяин рад.
  • Доброе дело два века живёт.
  • Добрым людям добрая и слава.
  • Доброму Савве добрая и слава.
  • За добро добром платят.
  • Не одежда красит человека, а добрые дела.
  • С лица воду не пить.
  • Некрасив лицом, да хорош умом.
  • Чучело только видом пугает.
  • Скромность всякому к лицу.
  • Вашими устами да мёд пить.
  • Встречай людей не лестью, а честью.
  • Сначала накорми, а потом расспроси.
  • Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.
  • Хорошая книга — лучший друг.
  • Азбука — к мудрости ступенька.
  • Век живи — век учись.
  • Знание делает жизнь красивой.
  • Знание не кошель — за плечами не носить.
  • Наука даёт крылья уму.
  • Ученье — свет, а не ученье — тьма.
  • Знайка всё с полуслова понимает, а незнайка всё только рот разевает.
  • Без опыта и науки не бери и хомута в руки.
  • Корень ученья горек, да плод его сладок.
  • Тяжело а ученье, легко в бою.
  • Повторение — мать учения.
  • Не спеши языком, торопись делом.
  • Языком не спеши, а делом не ленись.
  • На языке медок, а на уме ледок.
  • Остёр на язык, а к делу не привык.
  • Язык твой — лев, дашь ему свободу, а он тебя съест.
  • Язык до Киева доведёт.
  • Языком убивают, как кинжалом, только кровь не льётся.
  • Что на уме, то и на языке.
  • Язык мой — друг мой.
  • Язык мой — враг мой.
  • Раз соврал — на век лгуном стал.
  • Не бросай слова на ветер.
  • Слово не воробей: вылетит не поймаешь.
  • Доброе слово и кошке приятно.
  • Ласковое слово гнев укрощает.
  • Где слова привета, там улыбка для ответа.
  • Слова — серебро, молчание — золото.
  • Сказка складка, а послушать сладко.
  • Хороша верёвка длинная, а речь короткая.
  • Речь вести — не лапти плести.
  • В доброй беседе всяк ума копит.
  • Умные речи приятно и слушать.
  • Сперва подумай, а потом скажи.
  • По речам узнают человека.
  • Будь своему слову хозяин.
  • Плохая шутка до добра не доведёт.
  • Не хвались, пока люди тебя не похвалят.
  • Хорошие речи приятно и слушать.
  • Говорит день до вечера, а слушать нечего.
  • Слов много, а дел мало.
  • В словах рети́в, а в делах ленив.
  • Легко сказать, да тяжело сделать.
  • По речи узнают человека.
  • Сначала подумай, потом говори.
  • Нос задирает, а в голове ветер гуляет.
  • Глупый осудит, умный рассудит.
  • Чужим умом век не прожить.
  • Не для шапки голова на плечах.
  • Заговорил, так надо договаривать.
  • В шутку сказано, да всерьёз задумано.
  • Плохая шутка до добра не доведёт.
  • Ложь человека не красит.
  • Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.
  • Была бы охота — будет ладиться работа.
  • Делу время, а потехе час.
  • Труд человека кормит, а лень — портит.
  • Дерево дорого плодами, а человек делами.
  • Сделал дело — гуляй смело.
  • И умён, и пригож, и в деле хорош.
  • От скуки бери дело в руки.
  • Маленькое дело, лучше большого безделья.
  • Человек от лени болеет, а от труда здоровеет.
  • Дело мастера боится.
  • Семь раз отмерь, а один раз отрежь.
  • На Бога надейся, а сам не плошай.
  • Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть.
  • Грибов ищут — по лесу рыщут.
  • Пашню пашут — руками не машут.
  • Хочешь есть калачи — не сиди на печи.
  • Пахать — не в дуду играть.
  • Не бравшись за топор, избы не срубить.
  • Куй железо, пока горячо.
  • Кто пахать не ленится, у того и хлеб родится.
  • Не игла шьёт, а руки.
  • Не боги горшки обжигают.
  • Не поклонясь до земли, и грибка не подымешь.
  • Без хорошего труда, нет плода.
  • Твои ошибки — твоя сила.
  • Не ошибается тот, кто ничего не делает.
  • На кривых корнях деревья лучше стоят.
  • Ранняя пташечка носок прочищает, поздняя лишь глаза продирает.
  • Лучше синица в руке, чем журавль в небе.
  • Беда вымучит, но она и выучит.
  • За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь.
  • Лодырь да бездельник — им праздник и в понедельник.
  • Людырь хочет прожить не трудом, а языком.
  • Не привыкай к безделью, учись рукоделью.
  • Кто ленив, тот сонлив.
  • Москва не сразу строилась.
  • Тише едешь — дальше будешь.
  • Смелость города берёт.
  • Смелый приступ — половина победы.
  • Терпение и труд, все перетрут.
  • К большому терпенью придёт и уменье.
  • Без терпенья нет уменья.
  • Совесть без зубов загрызёт
  • Друзья познаются в беде.
  • Нет друга — ищи, а нашёл — береги.
  • Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
  • Не узнавай друга в три дня, узнавай три года.
  • Один в поле не воин.
  • Всякая дорога вдвоём веселей.
  • Кто других не любит, сам себя губит.
  • Семеро одного не ждут.
  • Новых друзей наживай, а старых не бросай.
  • Старый друг, лучше новых двух.
  • На деньги друга не купишь.
  • Два сапога — пара.
  • Не лесть, а честь украшает дружбу.
  • Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
  • Дружбой дорожи, забывать её не спеши.
  • Дружба дружбой, а служба службой.
  • Петь хорошо вместе, а говорить по́рознь.
  • Нет лучшего дружка, чем родная матушка.
  • Лучше матери друга не сыщешь.
  • Птица рада весне, а младенец — матери.
  • При солнышке тепло, при матери добро.
  • Об отце и о матери говори с почтением.
  • Муж и жена — одна сатана.
  • Вместе тесно, а врозь скучно.
  • На чужой сторонушке радуешься и воронушке.
  • На чужой стороне и солнце не греет .
  • Родная сторона — мать, чужая — мачеха.
  • Рощи да леса — родного края краса .
  • Дом вести — не бородой трясти.
  • В гостях хорошо, а дома лучше.
  • Всякий дом хозяином держится.
  • Без столбов и забор не стоит.
  • Без хозяина дом — сирота.
  • Земля без хозяина — круглая сирота.
  • Горе тому, кто непорядком живёт в дому.
  • Не дом хозяина красит, а хозяин дом.
  • Посуда любит чистоту.
  • Всякая вещь хороша на своём месте.
  • Знай, сверчок, свой шесток.
  • Хлеб всему голова.
  • Лучше хлеб с водой, чем пир с бедой.
  • Овсяная каша сама себя хвалит.
  • Кашу маслом не испортишь.
  • Сам кашу сварил, сам и дохлёбывай.
  • Был бы пирог, найдётся и едок.
  • Аппетит приходит во время еды.
  • По яблоку в день, и доктор не нужен!
  • Не гони коня кнутом, а корми овсом.
  • Не гони коня плетью на подъём в гору.
  • Не всё то золото, что блестит.
  • Мал золотник, да дорог.
  • Глаз мал, да далеко видит.
  • Зимой снег глубокий — летом хлеб высокий.
  • Дождливое лето хуже осени.
  • Весна красна цветами, а осень — плодами.
  • Роса — утра краса.
  • Декабрь год кончает, зиму начинает.
  • В зимний холод, каждый молод.
  • Первый ручеёк — весне родной сынок, а зиме пасынок.
  • Без росы и трава не растёт.
  • Земля пьёт воду, а трава росу.
  • Утром лес росой умывается.
  • Всякому овощу своё время.
  • Огород — для семьи доход.
  • Рожь поспела — берись за дело.
  • Пшеница — среди хлебов царица.
  • Всякое семя знает своё время.
  • До поры до времени не сеют семени.
  • Цыплят по осени считают.
  • Сей погоду, будешь есть хлеб год от году.
  • Береги нос в большой мороз.
  • Враг природы тот, кто лес не бережёт.
  • Одно дерево срубил — десять посади.
  • Покорми птиц зимой — они отплатят тебе добром летом.
  • Солнце — князь земли, луна — княжна.
  • Что мне золото — светило бы солнышко.
  • Взойдёт солнце и над нашими воротами.
  • Ласточка день начинает, а соловей заканчивает.
  • На красный цветок и пчела летит.
  • Внешний лёд обманчив.
  • Как аукнется, так и откликнется.
  • Клин клином вышибают.
  • В чужом глазу щепку видим, а в своём — бревна не замечаем.
  • Не солнышко: всех не обогреешь.
  • За ушко да на солнышко.
  • Всего света не изъездить.
  • Выше головы не прыгнешь.
  • Все дороги ведут в Рим.
  • Где дорога, там и путь.
  • Умный товарищ — половина дороги.
  • Жизнь прожить — не поле перейти.
  • А Васька слушает, да ест.
  • Лев за мышами не охотится.
  • Знает кошка, чьё мясо съела.
  • Не всё коту масленица.
  • Курочка по зёрнышку клюёт, да сыта бывает.
  • Ужу и в пещере раздолье, соколу и в поднебесье тесно.
  • Из пушки по воробьям не стреляют .
  • Худой мир лучше доброй ссоры.
  • Попытка — не пытка, спрос — не беда.
  • За спрос денег не берут.
  • Договор дороже денег.
Читать еще:  Пословицы про дом и поговорки

Устное народное творчество Загадки. Пословицы. Поговорки. — презентация

Презентация была опубликована 4 года назад пользователемАнгелина Максимовская

Похожие презентации

Презентация на тему: » Устное народное творчество Загадки. Пословицы. Поговорки.» — Транскрипт:

1 Устное народное творчество Загадки. Пословицы. Поговорки.

2 Устное народное творчество Определите жанр текстов

3 Колыбельная-это песенка, которая баюкает, успокаивает ребёнка Баю- баюшки-баю, Не ложися на краю: Придет серенький волчок, Тебя схватит за бочок И утащит во лесок, Под ракитовый кусток; Там птички поют, Тебе спать не дадут.

4 Небылицы Был я на меленькие, Видел я диковинку Козел муку сеет, Козлиха подсевает, Маленьки козлят очки В скрипочку играют. — Николай, Николай, Сиди дома, не гуляй, В балалаечку играй, На сарай полезай! Там кошку дерут, Тебе лапку дадут! Дразнилка

5 Шел баран По крутым берегам, Сорвал травку, Положил на лавку. Кто ее возьмет, Тот и выйдет! — Дождик, дождик, поливай, Будет хлеба каравай! Закличка — это песенное обращение к силам природы. Считалка-это стихотворение, которое учит распределять права и обязанности в игре.

6 Потешки -это весёлые стихи, которые развлекают, смешат. Тень-тень- потетень, Села кошка под плетень. Налетели воробьи. Хлопни им в ладошки: Улетайте воробьи! Берегитесь кошки!

7 Опишу я вам предмет, Угадайте, дав ответ. Я сама же жду разгадки, Потому что я.

8 А что же такое загадка? Загадка –мудрый вопрос. ЗАГАДКА — краткое иносказательное описание предмета, предлагаемое для разгадки (В.И.Даль. Толковый словарь).

9 Рассказ бывалого охотника(из стариной книги) Пошел я как-то на лéшню. Насыпал в мешочек черной крупки. Дятел с собой прихватил да белый журавль. Смотрю и сор за мной увязался. Только вышел на опушку леса- навстречу ушкан скачет. Ну, не будет удачи на лешне. Вхожу в лес.Слышу – сор поленом по сосне стучит. Глянул верх, а там, в сосновых ветках, когтистая шишка шелушится и вниз бросает. Прикрикнул я на сор и дальше пошел. Вдруг- треск, сучья в разные стороны летят. Это шалун из кустов прями на нас валют. Вскинул я белый журавль, а шатун боком-боком и скрылся за пригорком.Да, не зря утром ушкана повстречал!

10 Слова-замены Лешня – охота, черная крупка – порох, белый журавль – ружье, дятел – топор, сор – пес, ушкан – заяц, полено – хвост, когтистая – белка, шатун – медведь.

11 Рассказ бывалого охотника(из стариной книги) Пошел я как-то на охоту. Насыпал в мешочек порох. Ружье с собой прихватил да топор. Смотрю и собака за мной увязалась. Только вышел на опушку леса – навстречу заяц скачет. Ну, не будет удачи на охоте. Вхожу в лес. Слышу – собака по сосне хвостом стучит. Глянул вверх, а там, в сосновых ветках, белка шишки шелушит и вниз бросает. Прикрикнул я на собаку и дальше пошел. Вдруг – треск, сучья в разные стороны летят. Это медведь из кустов прямо на нас валит. Вскинул я ружье, а медведь боком-боком и скрылся за пригорком. Да, не зря утром зайца повстречал!

12 Типы загадок 2. Сравнение загаданного предмета с разными предметами. Стоят в лесу сестрицы- Платьица белы, шапочки зелены. Кругла, а не месяц, желта, а не масло, с хвостиком, а не мышь. 1. Простое перечисление признаков загаданного предмета. Мохнатенькая, усатенькая, Молоко пьет, песенки поет.

13 Тематика загадок О природных явлениях О животном мире О предметах труда, одежде О хозяйстве и быте О растительном мире О книгах и учении

14 О явлениях природы Раскинула золотой мост На семь сёл, на семь верст.

15 О хозяйстве и быте Никого не обижает, А её все толкают.

16 Красный сапог в земле горит. О растительном мире

17 О животном мире Выпуча глаза сидит, По-французски говорит, По-блошьи прыгает, По-человечьи плавает.

18 О предметах труда и одежде Свинка- золотая щетинка, Льняной хвост, По белу свету скачет, Всех людей красит.

19 О книгах и учении

20 Придумаем загадку Какой? (Что делает?) Что такое же? Светит Лампа Тает Снег Капает Дождь

21 Пословица- краткое образное народное изречение, суждение о каком-то жизненном явлении, о его причинах, условии, следствиях. Молодо- зелено, а погулять велено. Не плюй в колодец, пригодится водицы напиться. Поговорка-это простое выражение, оно метко определяет жизненное явление. Лишена поучи- тельного смысла, так как представляет собой часть суждения. Молодо- зелено. Не плюй в колодец.

22 Родина –мать, умей за нее постоять.

23 Нет друга- ищи, а нашел береги. Все за одного, один за всех.

Пословицы и поговорки

К малым фольклорным жанрам относятся небольшие по объему произведения: пословицы, поговорки, приметы, загадки, прибаутки, присловья, скороговорки, каламбуры. Эти жанры в научной литературе называют паремии (от греч. paroimia – притча 1 ).

Пословицы и поговорки, как произведения народного творчества, близки друг к другу по своим художественным признакам.

Определить, что такое пословицы и поговорки, русские фольклористы пытались еще в XIX веке. Ф.И. Буслаев рассматривал пословицы и поговорки как художественные произведения родного слова, выражающие быт народа, его здравый смысл и нравственные интересы.

Н.В. Гоголь видел в них результат народных представлений о жизни в ее разных проявлениях.

В.И. Даль понимал пословицу как «суждение, приговор, поучение». В своем «Толковом словаре» он дал следующее определение:

«Пословица ж, краткое изречение, поученье, более в виде притчи, иносказанья, или в виде житейского приговора; пословица есть особь языка, народной речи, не сочиняется, а рождается сама; это ходячий ум народа; она переходит в поговорку или простой оборот речи». 2

Поговорка, по определению Даля, это:

«складная короткая речь, ходячая в народе, но не составляющая полной пословицы; поучение, в принятых – ходячих выражениях; условный оборот речи, обычный способ выражаться». 3

К общим признакам пословиц и поговорок относятся краткость, лаконичность, устойчивость, широкая употребляемость. И пословицы, и поговорки можно определить как поэтические, многозначные, широко употребляющиеся в речи, устойчивые краткие выражения, имеющие переносные значения изречения. 4

Пословицы и поговорки отражают народную мудрость, моральный свод правил жизни. Они представляют широкие пласты жизни и носят воспитательную направленность. В них закреплен опыт народа. Тематика пословиц и поговорок очень разнообразна. В них выражается понимание жизненных основ, исторических событий, семейных отношений, любви и дружбы, осуждаются людские пороки и восхваляются добродетели (трезвость, скромность, ум, трудолюбие) а также другие нравственные качества человека.

Неслучайно В.И. Даль в своем знаменитом сборнике пословиц и поговорок расположил материал по темам: работа – праздность, двор – дом – хозяйство – земледелие, суеверия – приметы – счастье – удача, добро – милость – зло и т. п. 5

В народных пословицах отразились различные стороны жизни человека: мифологические представления («вещий сон не обманет»); особенности крепостной жизни («вот тебе, бабушка, и юрьев день»); события вражеских нашествий и войн («пусто, словно Мамай прошел»); храбрость, мужество и героизм народа («смелость города берет», «волков бояться, так и в лес не ходить»). В них запечатлены все стороны трудовой деятельности народа, любовь к родине, прославляется труд («без дела только небо коптить», «труд кормит, а лень портит»), выражается чувство глубокого достоинства человека («гол, да не вор», «денег ни гроша, да слава хороша», «беден, да честен»).

Пословицы складывались во всех слоях населения, но больше всего в крестьянской среде, как основной носительнице национальной народной культуры. Годовой цикл крестьянского труда отразился в пословицах «до поры до времени не сеют семени», «доброе семя, добрый и всход».

Пословицы возникали и в среде ремесленников – «без топора – не плотник, без иглы – не портной», и в среде бурлаков – «нужда научит калачи есть».

В пословицах и поговорках применяются различные художественно-изобразительные средства и приемы: сравнения («чужая душа – что темный лес»), метафоры, олицетворения («хмель шумит – ум молчит», «ставить палки в колеса»), антитезы, т. е. противопоставления («корень учения горек, да плод его сладок»), гиперболы («из кожи вон лезть», «в трех соснах заблудиться»). Встречается в пословицах и художественный прием – тавтология 6 («от добра добра не ищут», «слыхом не слыхано, видом не видано»).

По композиции пословицы делятся на одночленные, двучленные и многочленные. Большинство их – двучленные («хвали рожь в стогу, а барина – в гробу»).

Пословицы могут строиться на противопоставлении («мужик да собака всегда на дворе, а баба да кошка всегда в избе»). В них, также как и в лирических песнях, используется прием параллелизма («червь точит дерево, печаль крушит сердце»).

Пословицы ритмичны. В них рифмуются отдельные слова («без труда не вынешь и рыбку из пруда»), отдельные части или вся пословица («на чужой каравай рта не открывай, а пораньше вставай да свой затевай»). Они разнообразны по форме высказывания. В них может быть включен монолог или диалог («из лука не – мы, из пищали – не мы, а попить да поплясать против нас не сыскать», «Тит, поди молотить! – Брюхо болит. – Тит, пойди вино пить! – Ох, дай оболокусь да как-нибудь доволокусь»).

Пословицы и поговорки – это образцы народного красноречия, источник мудрости, знаний о жизни, народных представлениях и идеалах, моральных устоях.

Таким образом, пословицы и поговорки, возникшие как жанр народной поэзии в глубокой древности, бытуют в течение многих веков и играют бытовую и литературно-художественную роль, вливаясь в народную культуру.

Читать еще:  Ильин день поговорки

Изучение цифр и счета с помощью устного народного творчества — загадок, пословиц и поговорок

Виктория Фадеева
Изучение цифр и счета с помощью устного народного творчества — загадок, пословиц и поговорок

Изучение цифр и счета с помощью устного народного творчества — загадок, пословиц и поговорок.

ЦИФРА 1.

Пословицы и поговорки.

Один в поле не воин.

Один за всех и все за одного.

Лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать.

На одной ножке. (Гриб)

Полезла другой в ушко. (Иголка с ниткой)

А нога одна. (Дерево)

Одним цветом. (Ель)

ЦИФРА 2.

Пословицы и поговорки.

Два сапога — пара.

Двум смертям не бывать, а одной не миновать.

За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь

За одного битого двух не битых дают.

Что такое перед нами:

Две оглобли за ушами,

На глазах по колесу

И сиделка на носу? (Очки)

Две плетенки, две сестренки

Из овечьей шерсти тонкой,

Как гулять — так танцевать,

Чтоб не мерзли пять да пять. (Варежки)

Возле грядки — две лопатки, возле кадки — два ведра.

ЦИФРА 3.

Пословицы и поговорки.

Чтобы научиться трудолюбию, нужно три года, чтобы научится лени — только три дня.

Обещанного три года ждут.

От горшка три вершка.

А на ней-три волоска.

Голосок звонкий. (Балалайка).

Один льет, другой пьет,

Третий зеленеет, да растет. (Дождь, земля, растения).

Три ворона на воротах.

Летели три вороны, черны, пестроголовы.

ЦИФРА 4.

Пословицы и поговорки.

Конь о четырех ногах, да и тот спотыкается.

Без четырех углов изба не рубиться.

Надевали на ноги.

Перед тем как надевать,

Стали обувь надувать.

Лапок у кошки столько

Ножек у стула столько.

О какой цифре я говорю,

Кто отгадал загадку мою? (Четыре)

У четырех черепах по четыре черепашонка.

Четыре черненьких чумазеньких чертенка. Чертили черными чернилами чертеж.

ЦИФРА 5.

На что похожа цифра «5», на серп, конечно, как не знать.

Есть, друзья, такая птица,

Если сядет на страницу,

Очень рад бываю я,

А со мною вся семья. (Пятерка)

Перед тобой — пятерка братьев,

Дома все они без платьев.

А на улице зато

Нужно каждому пальто. (Перчатки и рука)

Опять пять ребят — нашли у пенька пять опят.

ЦИФРА 6.

Цифра 6 — дверной замочек : сверху крюк, внизу кружочек.

Что за цифра акробатка?

Если за голову встанет,

Ровно на три больше станет. (Шесть)

В этом слове обозначение

А с мягким знаком

Названье числа запишем. (Шест-шесть)

Саша шустро сушит сушки, Улов у Поликарпа —

Саша высушит штук шесть. Три карася, три карпа.

И смело спешат старушки

Сушек Сашиных поесть.

ЦИФРА 7.

Пословицы и поговорки.

Семь бед — один ответ.

Семеро одного не ждут.

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Приказало солнце: «Стой, семицветный мост крутой!» (Радуга)

Семь ребят на лесенке заиграли песенки. (Ноты)

Сидели, свистели семь свирестелей.

В семеро саней по семеро в сани уселись сами.

ЦИФРА 8.

Пословицы и поговорки.

— Осень — перемен восемь.

— Весна да осень — на дню погод восемь.

Я так мила, я так кругла,

Сколько примет имеет осень?

Я состою из двух кружков. Ни шесть и не семь, а ровно. (восемь)

— Восемь сцепников сцепляют цистерны.

— У Антипа росла одна липа,

А Филипп посадил семь лип.

Сколько всего росло лип?

ЦИФРА 9.

Пословицы и поговорки.

-Девять, как шесть, вглянись. Только хвост не вверх, а вниз.

Что за цифра — акробатка?

Если на голову встанет

Ровно на три меньше станет. (Девятка)

Сколько зайчиков у нас,

Столько и подпрыгнем раз.

Сколько палочек до точки,

Столько встанем на носочки.

Сколько точек будет в круге,

Столько раз поднимем руки.

ЦИФРА 10.

За девятью идет десятка. Сочти все пальцы по порядку.

Две сестренки, две плетенки

Из овечьей шерсти тонкой.

Как гулять — так надевать,

Чтоб не мерзли пять да пять. (Варежки)

Проживают в этой книжке

Десять их, но братья эти

Сосчитают все на свете. (Цифры)

Раз, два, три, четыре, пять!

Начал заинька скакать.

Прыгать заинька горазд,

Он подпрыгнул десять раз.

Вот как говорят про десятку разные нации:

Десять человек — десять оттенков цвета (японская).

Одна книга может научить тысячу людей (русская).

Десять знатоков не стоят одного делающего дело (русская).

Лучше один день прожить человеком, чем тысячу дней жить тенью (китайская).

Умный один раз услышит, а десять раз догадается (русская).

От слова до дела – сто перегонов (славянская).

Избавишься от одного порока — вырастут десять добродетелей (китайская).

Один глупец задаст столько вопросов, что десяти умным не ответить (китайская).

Сильный победит одного, знающий тысячу (башкирская).

Лучше прожить день львом, чем сто лет овцой (итальянская).

Веселый счет

Стихотворение Самуила Яковлевича Маршака

Вот один иль единица,

Очень тонкая, как спица.

А вот это цифра два.

Выгибает двойка шею,

Волочится хвост за нею.

А за двойкой – посмотри-

Выступает цифра три.

Тройка — третий из значков-

Состоит из двух крючков.

За тремя идут четыре,

Острый локоть оттопыря.

А потом пошла плясать

По бумаге цифра пять.

Руку вправо протянула,

Ножку круто изогнула.

Цифра шесть — дверной замочек:

Сверху крюк, внизу кружочек.

Вот семерка – кочерга.

У нее одна нога.

У восьмерки два кольца

Без начала и конца.

Цифра девять иль девятка,

Если на голову встанет,

Цифрой шесть девятка станет.

Цифра вроде буквы О-

Это ноль, иль ничего.

Круглый ноль, такой хорошенький,

Но не значит ничегошеньки.

Если ж слева, рядом с ним

Он побольше станет весить,

Потому что это — десять.

Эти цифры по порядку

Запиши в свою тетрадку,

Я для каждой сейчас

Сочиню тебе рассказ.

Сказки про цифры.

В задачнике жили

Пошли они драться

И вот не осталось;

А если б дружили;

То долго бы жили;

И было б их двое!

Две сестрицы — две руки

Рубят, строят, роют,

Рвут на грядке сорняки

И друг дружку моют.

Месят тесто две руки — Левая и правая,

Воду моря и реки

Три цвета есть у светофора,

Они понятны для шофера:

Красный цвет — Проезда нет.

Желтый — Будь готов к пути,

А зеленый цвет-кати!

Четыре в комнате угла.

Четыре ножки у стола.

И по четыре ножки

У мышки и у кошки.

Бегут четыре колеса,

Что ты пройдешь за два часа,

Они — за пол минуты.

Перед тобой — пятерка братьев.

Дома все они без платьев.

Но на улице зато

Нужно каждому пальто.

Дай им каши с молоком.

Пусть лакают языком,

Потому что кошки

Не едят из ложки.

Семь ночей и дней в неделе.

Семь вещей у нас в портфеле:

Промокашка и тетрадь,

И перо, чтобы писать,

И резинка, чтобы пятна

И пенал, и карандаш,

И букварь — приятель наш.

Восемь кукол деревянных,

Круглолицых и румяных,

В разноцветных сарафанах

На столе у нас живут.

Всех матрешками зовут.

Кукла первая толста,

А внутри она пуста.

На две половинки.

В ней живет еще одна

Кукла в серединке.

Эту куколку открой-

Будет третья во второй.

Плотную, притертую, — И сумеешь ты найти

Вынь ее да посмотри,

Кто в ней прячется внутри.

Прячется в ней пятая

А внутри пустая.

В ней живет шестая.

А в шестой — Седьмая,

А в седьмой -Восьмая.

Эта кукла меньше всех,

Чуть побольше чем орех.

Вот, поставленные в ряд,

— Сколько вас? — у них мы спросим,

И ответят куклы: — ВОСЕМЬ!

К девяти без десяти,

К девяти без десяти,

К девяти без десяти

Надо в школу вам идти.

В девять слышится звонок.

К девяти без десяти

Детям спать пора идти.

А не ляжете в кровать — Носом будете клевать!

Вот это ноль иль ничего.

Послушай сказку про него.

Сказал веселый, круглый ноль

— С тобою рядышком позволь

Стоять мне на странице!

Она окинула его

Сердитым, гордым взглядом:

— Ты, ноль, не стоишь ничего.

Не стой со мною рядом!

Ответил ноль: — Я признаю,

Что ничего не стою,

Но можешь стать ты десятью,

Коль буду я с тобою.

Так одинока ты сейчас,

Мала и худощава,

Но будешь больше в десять раз,

Когда я буду справа.

Напрасно думают, что ноль

Играет маленькую роль.

Мы двойку в двадцать превратим.

Из троек и четверок

Мы можем, если захотим,

Составить тридцать, сорок.

Пусть говорят, что мы ничто, — С двумя нолями вместе

Из единицы выйдет сто,

Из двойки — целых двести!

Влияние устного народного творчества на развитие речи младшего дошкольного возраста «Влияние устного народного творчества на развитие речи младшего дошкольного возраста» Цель работы: объединить усилия педагогов и родителей.

Картотека пословиц и поговорок о хлебосольстве и гостеприимстве Аппетит приходит во время еды. Беда бедой, а еда едой. Без блина — не масленица, без пирога — не именины. Без капусты щи не густы. Без обеда.

Использование пословиц и поговорок для развития словаря детей старшего дошкольного возраста Методическая разработка «Использование пословиц и поговорок для развития словаря детей старшего дошкольного возраста» Пояснительная записка.

Методика использования произведений устного народного творчества в работе с младшими дошкольниками Методика использования произведений устного народного творчества в работе с младшими дошкольниками. Чтение фольклорных произведений требует.

Отчет по самообразованию «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей» Самообразование. Тема «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей» Цель работы: Объединение усилий педагогов и родителей.

Читать еще:  Пословицы об уме

Подборка для дошкольников пословиц и поговорок про спорт, физическую культуру Неделя здоровья и спорта «Здоровье! Воспитание! Развитие!» С 26 января по 1 февраля 2015года Подборка для дошкольников пословиц и поговорок.

Картотека пословиц и поговорок о семье Пословицы и поговорки о семье Где любовь и совет, там и горя нет. Семья сильна, когда над ней крыша одна. В семье и каша гуще При солнышке.

Развитие речи детей 2–4 лет с помощью устного народного творчества Я работаю в младшей разновозрастной группе, где собраны дети первой младшей и второй младшей групп. В нашу группу ходят дети 2-4 лет. Этот.

Самообразование «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3–4 лет» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение – детский сад «Колокольчик» город Когалым План работы по самообразованию.

Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3–4 лет Речь в жизни человека — это наиважнейшая функция, необходимая каждому. Без речи, без звучащего слова, жизнь была бы скучна и не интересна.

УМП по литературе на тему «Устное народное творчество. Загадки, пословицы, поговорки» (5 класс)

Идёт приём заявок

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Выбранный для просмотра документ Минко ТВ Коспект урока по литературе 5 класс.doc

Учитель: Минко Татьяна Викторовна, Высшая квалификационная категория

Адрес: Сарпинский район, с. Садовое, ул. Одесская, 13, МКОУ «Садовская сош №2» Электронный адрес: tatminko @ yandex . ru

Устное народное творчество.

Загадки, пословицы, поговорки .

I. Вступительное слово учителя.

Устное народное творчество родилось в глубине веков, передавалось из уст в уста, от одного поколения к другому. Оно выражает мечту народа о радостном и творческом труде, о покорении природы, веру народа в победу добра, справедливости и неиссякаемую силу народных героев. Устное народное творчество, народное искусство слова называется фольклором, за рубежом (в переводе) его называют ещё – народные знания, то есть народная мудрость. Во времена, когда было трудно с письменностью, фольклор жил и передавался только в устной форме. Фольклором называют словесное искусство, включающее в себя: пословицы, частушки, сказки, легенды, мифы, притчи, скороговорки, загадки, героический эпос, былины, сказания и прочее.

В песне, загадке, пословице, сказке, былине, других формах фольклора люди вначале формировали свои чувства и эмоции, запечатлевали их в устном произведении, после передавали свои знания другим, и тем самым сохраняли свои мысли, опыт, чувства в умах и головах своих будущих потомков.

Созданный народом фольклор раскрывает философию народа, его неугасающую со временем веру в справедливость и счастье, в победу добра над злом и надеждой на радостную жизнь. Извечны идеи фольклора для творчества всех без исключения народов, в то же время каждый народ выражает общие идеи в своих национальных формах, складывавшиеся веками и отражающие особенности быта, его истории и родной земли.

В современном мире нашего времени место фольклора занимают всем известные средства общения, например знаменитая аська, другие общеизвестные и популярные ресурсы, программы и прочее.

— Ребята, какие жанры устного народного творчества вы знаете?

Дети пишут на «лучиках» жанры УНТ (пословица, поговорка, загадка, сказка, частушка).

Наше «солнышко» засияло, заулыбалось, потому что вы, ребята, правильно назвали жанры УНТ. Это сказки, пословицы и поговорки, загадки, частушки.

Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по сказочной «Фольклорной стране» и посмотрим, знаете ли вы значения терминов УНТ, какие произведения знаете.

Перед тем как отправиться в путешествие, объясняю условия игры. За правильный ответ каждый из вас получит «солнышко». Победит тот, у кого будет самая большая коллекция.

Чтобы очутится в этой стране, мы должны произнести волшебные слова:

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснёшься ты земли,

Быть по-нашему вели!

Мы хотим очутиться в Фольклорной стране

(раз, два, три — повернулись вокруг себя).

Итак, в путь по городам устного народного творчества.

— Чтобы войти в город, нужно ответить на вопрос «что такое загадка»?

Загадка — своё название она берёт, как полагают фольклористы, от слова «гадати», то есть думать, рассуждать, раскрывать что-то скрытое. Это жанр народнопоэтического творчества у всех народов мира; поэтическое, часто иносказательное описание какого-либо предмета или явления. В древности была связана с поверьями и обрядами, запрещавшими называть предметы своими именами. Служит для испытания смекалки. Загадки отличаются разнообразием тематики и богатством художественных приёмов, им присущи рифма, наличие ритма, встречаются комические элементы, имеющие скрытый смысл: «Стоит поп низок, на нём сто ризок» (капуста).

— Чтобы успешно пройти по улицам города, необходимо отгадать загадки.

— А какие калмыцкие загадки вы знаете?

Мы с успехом прошли первое испытание, и у нас на пути следующий

— В этом городе ворота открываются только тем, кто правильно вставит слова в определение:

«[] [] [] [] [] [] [] [] [] — жанр фольклора. Представляет собой логически законченную фразу или образное афористическое изречение, всегда несет в себе поучительный смысл и в большинстве случаев имеет ритмическую организацию. Пример : « . ».

— /пословица/ /«Цыплят по осени считают» или любая другая пословица/

— Какие пословицы о дружбе, о труде, о Родине вы знаете?

Всякому мила своя сторона.

Где кто родится, там и пригодится.

Дома и стены помогают.

И полынь на своем корню растет.

И собака свою сторону знает.

Каждому свой край сладок.

Родина краше солнца, дороже золота.

Родная землица и во сне снится.

Родная сторона — мать, чужая — мачеха.

Без труда и отдых не сладок.

Будешь трудиться- будет у тебя и хлеб и молоко водиться.

Была бы охота- заладиться всякая работа.

Всякая работа мастера хвалит.

Глядя на чужую работу, сыт не будешь.

Дела словом не заменишь.

Дело верши, да не спеши.

Для добра трудиться- есть чем похвалиться.

Кто мало говорит, тот больше делает.

Почитай учителя как родителя.

С грамотой вскачь, без грамоты хоть плачь.

С книгой поведешься — ума наберешься.

Сперва аз да буки, а там и науки.

Уменье везде найдет примененье.

Ученый водит, неученый следом ходит.

Ученье без уменья не польза, а беда.

Без друга в жизни туго.

Друг научит, а недруг проучит.

Дружбу помни, а зло забывай.

Дружба- как стекло: разобьешь- не сложишь.

Какие калмыцкие пословицы вы знаете?

В тёмную ночь дорога далека.

Верёвка рвётся в том месте, где тонко.

Вода идёт от истока к устью, преступление возвращается к преступнику.

Будет прибыль, будут и издержки.

Для океана и капля — прибавление.

Дурного не спрашивай: сам скажет.

Если руки работают, то и рот работает.

Как бы далеко ни было, иди дорогою; как бы стар ни был, бери девушку.

Как лягушка ни прыгает, а все в своей луже.

Как ни зол лебедь — и он своих яиц не бьёт.

Кроме смерти, все, что быстро, хорошо.

Светильник, прежде чем потухнуть, вспыхивает.

Свинья не видит неба.

Сильный рычит, бессильный — визжит.

У палки два конца.

3. Распрощавшись с гостеприимными жителями города «Пословицеград», мы направляемся в город «Поговорка», где, ответив на вопросы, мы сможем вернуться домой.

— Дайте определение термину «поговорка».Чем она отличается от пословицы?

ПОГОВОРКА — образное выражение, оборот речи, метко определяющий какое-либо явление. В отличие от пословицы, лишена обобщающего поучительного смысла.

Поговорка, образное выражение, существующее в речи для эмоционально-экспрессивных оценок (например, «Надоел как горькая редька» — выражение досады). В отличие от пословицы — целого суждения, поговорка всегда часть его.

— Марафон поговорок: кто больше назовет поговорок?

И вот мы на финишной прямой: кто же получит право вернуться домой с победой? Для этого решите тест.

III . И вот мы на финишной прямой: кто же получит право вернуться домой с победой? Для этого решите тест «Проверь себя».

Тест «Проверь себя».

1. В пословицах: «Не на пользу читать, коли только вершки глотать», «В хороших книгах охотно ро­ются», «Выбирай писателей так, как выбираешь друга» — говорится:

а) о мечтах и надеждах народа;

б) об отношении народа к чтению, книгам;

в) о патриотической гордости.

2. В пословицах:«Наступил на землю русскую, да отступился», «С родной земли — умри, не сходи», «За правое дело стой смело» — звучит:

а) прославление дружбы, товарищества;

б) осуждение вражды;

3. Жанр народного творчества, о котором Горький сказал: «В простоте слова — самая великая муд­рость. всегда кратки, а ума и чувства вложено в них на целые книги», — это:

б) пословицы и поговорки;

4. Пословицы: «Мудрость города берет», «И сила уму уступает», «Где ум, там и толк» — возвели­чивают:

в) мудрость и ум.

5. Жанр фольклора:

6. Что называется загадкой?

а) устное народное творчество, народное искусство слова

б) поэтическое, часто иносказательное описание какого-либо предмета или явления

в) представляет собой логически законченную фразу или образное афористическое изречение, всегда несет в себе поучительный смысл и в большинстве случаев имеет ритмическую организацию

7. Соотнеси определение с термином:

1) пословица а) образное выражение, оборот речи, метко определяющий какое-либо

2) поговорка б) поэтическое, часто иносказательное описание какого-либо предмета или

явления, служит для испытания смекалки.

3) загадка в) представляет собой логически законченную фразу или образное

афористическое изречение, всегда несет в себе поучительный смысл.

IV . Рефлексия. Завершая урок, подумайте и продолжите предложения:

— сегодня я на уроке узнал, что __________________________________

— мне было (не)интересно, потому что ____________________________

— я хотел бы посоветовать учителю _______________________________

V . Домашнее задание: сочините по три загадки, пословицы, поговорки.

Ссылка на основную публикацию
×
×
Adblock
detector