Содержание
Тибетские поговорки и пословицы
Библиотека
НАЦИОНАЛЬНОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ТИБЕТСКИХ ПОСЛОВИЦ
В Тибете изучается пять наук: первая наука о ремёслах, вторая – о звуке и обо всём, что относится к речи, третья – астрология и астрономия – это внешняя наука, четвёртая изучает сознание – внутренняя наука, пятая – медицина. Пословицы, поговорки, скороговорки, загадки, которые тоже есть в Тибете, исследует наука о звуке. Сегодня мы коснемся непосредственно пословиц и поговорок.
Территория Страны снегов, так раньше и сейчас называют Тибет, делится на три провинции: северная – Амдо, северо-восток – Кхам, к которой принадлежит автор доклада, и южная – Уюцан ( Центральный Тибет). На каждой из этих территорий бытуют свои пословицы и поговорки, отражающие реальное состояние нравов и мировоззрение их жителей. Но во времена Мао Цзе-дуна на территорию Тибета вторглись китайцы: многое изменилось, многое было запрещено. Некоторые пословицы, особенно те, которые касались политических воззрений, произносились лишь среди своих. На данный момент национальные пословицы и поговорки стали забываться и по причине отсутствия интереса у молодых людей к древней культуре. Но ученые собирают в своих поездках по различным селам информацию о традиционной культуре, издают книги. Сейчас выпущено три тома пословиц разных племен, населяющих Тибет.
Пословиц много, мы коснёмся лишь отдельных, например, подчеркивающих колорит жителей Уюцана – Центрального Тибета, т.е. тех, кто себя называет тибетцами. Обычно пословица состоит из двух предложений.
Хотя и ходят на праздники, остаются голодными, хотя и надевают красивую одежду – замерзают.
О чём речь? У тибетцев человек, который много ест, вызывает подозрение, к нему относятся с недоверием, его осуждают, считают плохим человеком. Поэтому на празднике ими не принято особо много есть. Почему, надев красивую одежду, они мерзнут? В Тибете достаточно холодно, а красивая одежда в основном изготавливается из тонкой ткани, например шёлк с вышивкой. Та же, что сделана из меха и кожи, плотная, сшитая грубыми нитками, внешне выглядит некрасиво. Надевать красивую одежду в холодное время и придя на общие празднества, не есть свойственно именно Центральному Тибету. А в Амдо и особенно в Кхам с удовольствием едят на праздниках и без особых проблем носят плотную и тёплую одежду.
Кхам – северная гористая провинция Тибета – имеет прочные связи с Центральным Тибетом. Однако здесь бытует много пословиц и поговорок о воинской доблести, героизме и трусости:
Смелые не убивают, убивают трусы, длинным мечом убить нельзя, коротким – можно.
На территории Кхам носили по два меча: один короткий, другой длинный – эти элементы национальной одежды, разрешены Китаем лишь в некоторых местах. Считается, что длинным мечом, нанести смертельную рану невозможно. Когда воины встречаются в открытом бою, длинными мечами они рубят друг друга. Основная задача – нанести сильную рану, чтобы обездвижить бойца, но не убить его. Коротким мечом наносят ножевую, проникающую рану в живот или в жизненно важные части тела, от чего человек быстро умирает, и оказать ему помощь очень сложно. Почему герой не убивает? Он и так герой, ему нечего боятся. Нападающему он наносит лишь предупреждающий удар, потом смотрит, как поведет себя противник, и только если это необходимо – убивает. Трус же из-за страха, из-за неуверенности в своих силах наносит ножевое ранение, как правило, коротким мечом.
Существует также много пословиц и поговорок, связанных с напутствиями молодому поколению со стороны стариков:
Много речей превращает друзей во врагов, много мыслей приводит к потере Родины.
Если вы говорите много речей невпопад, то многие ваши друзья отвернутся от вас, станут врагами. Когда человек много думает о том, где хорошо, где лучше, то теряет собственную Родину.
Летом железо храни [дословно – прячь], зимой сосуд, наполненный водой, прячь, но постоянно держи рот закрытым.
Лето на Тибете – сезон дождей. Железные вещи от сырости быстро становятся ржавыми, поэтому железо лучше хранить дома или накрывать его. Зимой нужно хранить сосуд с водой, иначе вода замерзнет, сосуд лопнет, и содержимое станет непригодным. Если постоянно говорить, то обязательно возникнет какая-то проблема, обязательно с кем-то поссоришься.
Следующая пословица показывает, что сначала надо обдумать, а потом уже делать само дело:
Сначала цампу бросил – потом рот открыл.
Цампа – это основная еда тибетцев, перемолотый, поджаренный ячмень в виде муки грубого помола (мелкого помола у них нет), которую смешивают с водой, маслом и чаем и делают из этого массу в виде теста. Если бросить кусочек цампы при закрытом рте, она естественно, попадет в лицо.
Говорить – подобно пузырям на воде. Делать что-то — подобно золоту.
Речь, конечно, идёт о пустых разговорах, которые ничего не значат, они не постоянны, как пузыри на воде. Золото – редкий металл, поэтому деяние более ценно, чем речь.
Я прошу прощения за следующую пословицу, здесь присутствуют люди, которых она касается. Но это всего лишь пословица:
У больших людей на голове нет волос, у высоких гор на вершине травы нет.
Когда на Тибете говорят о людях, занимающих высокое положение, тогда используют эпитет большой. Например, большие люди – Далай Лама, бывший президент Путин. Медведев пока не полысел, но это еще впереди. Большим людям по рангу приходится много думать, у них много мыслей, и волосы покидают их голову. На высоких горах нет растительности по причине сильного ветра: ветер сдувает почву, трава не может задержаться.
Следующая пословица касается всего Тибета:
Кони и молодые люди на войну идти не хотят, но делают вид, что им нравится. Молодая женщина, выходя замуж, создает впечатление, что ей не хочется, но по сути дела ей нравится.
Никому не хочется умереть на войне, ни лошади, ни молодому человеку. Но в бой они идут с возгласом – их-хи-хи. (на подобие русского Ура!). Молодой девушке, бесспорно, хочется замуж, обрести мужа, но, когда она уходит от родителей, она плачет, чтобы показать, насколько ей плохо, насколько ей не хочется покидать дом отца и матери.
Есть и такие пословицы, наверное, их можно назвать политическими:
Прирожденные ораторы — хозяева людей, прирожденные мастеровые — рабы людей.
Человек, который красиво говорит, что-то обещает, излагает не всегда свои мысли. Люди ему доверяют и со временем могут сделать президентом или собственным начальником. Мастеровых, у которых хорошие, «золотые руки», повсюду приглашают, т.е. они не сидят на одном месте и становятся заложниками своего труда.
Человека, одолеваемого поносом, очень любит собака, обманщика и подхалима очень любят высокие чины.
Эта пословица требует комментария. Причина в том, что в Тибете нет туалетов, поэтому человек, у которого проблемы с желудком, выскакивает на улицу и «делает», где может. Собаки в Тибете носятся везде, они голодны и очень быстро всё подъедают. Подхалим нравится высоким чинам, потому что льстит и готов буквально сделать всё.
И похожая: Обманщик для начала много даёт, чтобы потом обмануть.
Чтобы человека обмануть, надо сначала притупить его внимание, для этого дают ему мелкие подачки, а затем уже забирают у него всё.
Есть пословицы и поговорки ну очень похожие на русские. В них сохраняется одинаковый смысл и построение, например:
Мягкие уста – чёрная глубина.
У русских звучит так: На устах мёд – на сердце лёд.
Ещё из таких поговорок:
Есть охота, а работать неприятно.
По-русски: Есть охота, а работать – лень.
В некоторых сохраняется смысл, а образы разные:
Плотину до потопа строй.
У русских: готовь сани летом.
Если будет время, поговорим и о других поговорках, не менее интересных.
Тибетские пословицы и поговорки
Тематика подборки — Тибетские пословицы и поговорки:
- Если идет дым значит, что-то горит.
- Три дня жнут ячмень, шесть дней точат серпы.
- Что не под силу двум лошадям, один як повезет.
- Уши вырастают раньше рогов, но рога крепче ушей.
- Волк дерет овец и яков, он учит пастухов осторожности.
- Даже Будда, если он из глины, не уцелеет, переходя реку вброд.
- Если не бить в барабан, он будет молчать. Если правду не разъяснять, она останется непонятной.
- Только разум может украшать человека всю жизнь.
- Ешь мясо, что во рту, а не женись на рыбе, которая в озере.
- Сколько пучков волос ни связать, они никогда не заменят балки для дома.
- И большой и маленький равно могут воздать за добро
- Сказать мало — будет непонятно, сказать много — заморочить голову.
- Как бы ни прятали в комнате кусочек сандалового дерева, воздух все равно наполнится ароматом.
- Рано утром не встал — целый день прогулял. Кто по молодости не учился — в жизни потерялся.
- Кто не перенес счастья и страданий, тот не знает горя и радости.
- Осел в тигровой шкуре.
- Ласку поймет и ребенок, сладость персика — даже слепой.
- Человек, кто часто говорит о твоих недостатках, не всегда твой враг. Человек, кто часто говорит о твоих добродетелях, не всегда твой друг.
- Одна веревка — не кнут, одно дерево — не лес.
- Не надеются на плоды от дерева, которое потеряло свои цветы от мороза.
- Нет птицы красивее павлина, но немногие знают, что питается он ядовитыми змеями.
- Одежда делает человека, а плётка собаку.
- Мудрый сначала выслушает, потом решит. Глупый сначала сделает, потом начнет размышлять.
- Озеро отражает свет луны и звезд, но о своей глубине не говорит ничего.
- Пережевывай то, что ешь, обдумывай то, что творишь.
- Короля прославляют и почитают только в своем королевстве.
- Родник землей не засыплешь, растущее дерево камнем не придавишь.
- Из тысячи иголок можно выковать топор. С помощью тысячи топоров можно построить храм.
- Сколько бы трусов не сошлось в одно место, совершить подвиг им не под силу.
Тибетские пословицы и поговорки. Тибет — район Центральной Азии, расположен на Тибетском нагорье.
Тибетские поговорки и пословицы
За последние 60 дней 1 выпусков (1 раз в 2 месяца)
Сайт рассылки: http://sayings.ru/
Открыта: 01-11-2006
Статистика
Пословицы и поговорки народов мира Тибетские пословицы и поговорки
— один из народов Восточной Азии. Проживают в Тибете и прилегающих к нему районах КНР. Язык входит в тибето-бирманскую группу китайско-тибетской семьи языков.
Даже Будда, если он из глины, не уцелеет, переходя реку вброд
Если идет дым значит, что-то горит
Если к сыну не переходят отцовские качества, как заяц получает свою трещину на губе?
Ешьте, сообразуясь с высотой вашего мешка для еды, а гуляйте, сообразуясь с шириной вашего пути
И большой и маленький равно могут воздать за добро
Как бы ни прятали в комнате кусочек сандалового дерева, воздух все равно наполнится ароматом
Кто не перенес счастья и страданий, тот не знает горя и радости
Не надеются на плоды от дерева, которое потеряло свои цветы от мороза
Одежда делает человека, а плётка собаку
Пережевывай то, что ешь, обдумывай то, что творишь
Родник землей не засыплешь, растущее дерево камнем не придавишь
Сказать мало — будет непонятно, сказать много — заморочить голову
Сколько пучков волос ни связать, они никогда не заменят балки для дома
Только разум может украшать человека всю жизнь
Тот, кто с первого шага начинает жалеть, что пошел на гору, не сможет взобраться и на маленький холм
Тибетские пословицы!
Платон написал(-а): 19.03.2007 04:09
Тибетские пословицы!
Найдены через Яндекс. Передают мудрость и дух тибетского народа.
Если проблема имеет решение — то волноваться незачем, если решения нет — то волноваться бессмысленно
Тигр полосат снаружи, человек полосат внутри.
Одной руки не достаточно, чтобы произвести звук хлопка.
Даже если вас не поймали за недобродетельным поступком, божества ловят вас каждый раз.
Если ученик готов, учитель приходит.
Если на собачий зуб долго молиться, то и он святым станет.
Однажды встав на Путь, с него уже не уйти — потому, что куда бы ты не пошёл везде Путь.
Поскольку лошадь не обладает природой льва, не называй ее львом.
Не надо приставлять голову яка к туловищу барана.
Душевная боль у человека это следствие его собственных эгоистических поступков.
Мы едим чтобы жить а не живем чтобы есть.
Каждой голове — своя шапка.
Если родился в теле осла, то наслаждайся вкусом травы.
Лучше плохо исполнить свою карму чем хорошо чужую.
Возведи дамбу перед наводнением.
Лучший способ прочистить раковину — дунуть в неё.
Никогда не знаешь что наступит раньше -следующий день или слудюущая жизнь.
Не-медитация — лучшая медитация.
Путешествие это возвращение к истокам.
Лучше прожить один день тигром, чем тысячу дней овцой.
Если сердце чисто, то чудо произойдет.
Можно привести коня к реке, но нельзя заставить коня пить.
Легковерие питает легковерие и кончается в лицемерии.
Пусть даже веревка порвалась уже девять раз, — мы должны связать ее и в десятый.
Истина как вершина: она одна, а путей к ней много.
Каждый человек властелин своей мудрости.
Ученик не должен бросаться на учителя, «как собака бросается на кусок
мяса.
Умный человек ни за что не станет играть с единорогом в чехарду.
Если ты слишком умный, можешь совсем ничего не понять.
Если проблему можно решить то зачем о ней думать?
Помыв зубы помойте и ум.
Обдумывай то, что говоришь; пережевывай то, что ешь.
Язык толпы может поколебать и гору. Дружная стая воробьев может одолеть оленя.
В массе людей найдется мудрец; среди камней и земли найдется золото и серебро.
Одному человеку трудно жить, одним поленом костра не разведешь.
Лошадь узнаешь во время езды; человека узнаешь во время знакомства.
Достоинства лошади не в седле, красота человека не в одежде.
Умный человек убеждает словом, дурак действует кулаком.
Лес не без кривых деревьев, мир не без людей с недостатками.
Грязь с лица можно смыть, грязь с души не соскрести.
Кто не взбирался на высокие горы и отвесные скалы, тот не попадет на широкую равнину.
Пришло счастье — будь бдителен; пришло горе — будь стоек.
Голодному и коровьи рога кажутся нежными, для сытого и мясо барашка будет жестким.
Без шутки не бывает смеха, без глины не покроешь крышу.
Чем красиво наряжаться, лучше знаниями вооружаться.
Gaia написал(-а): 22.03.2007 04:48
Борис написал(-а): 22.03.2007 13:35
В порядке шутки:
«Заставь глупца простирания выполнять — он себе руки сотрет и расшибет лоб» )
«Пока на небе не раздастся раскат грома — домохозяин Прибежище не примет!»
Юлия Селина написал(-а): 22.03.2007 18:41
Борис написал(-а): 22.03.2007 23:07
Когда-то, кажется, читал об этом.
Расскажите, если не сложно!
Fat написал(-а): 23.03.2007 12:48
Тоже в порядке шутки, тибетская армейская пословица:
На каждую хитрую мудрость найдутся искусные средства.
Аминадав написал(-а): 10.04.2007 14:28
Борис написал(-а): 10.04.2007 20:34
Ни-ла написал(-а): 11.04.2007 14:23
Лев — смелый хищник, но и он попадается в капканы
Як — сильный работяга, оказывается в упряжи для распахивания земли
Попугай — красноречивая птица, но и она не может заговорит повара, желающего ее убить
обезьяна — ловкая и наглая, но и она попадает в сети охотника
мышь — хитрый зверек, но и она не может перехитрить человека.
Человек — не смел
не силен
не красноречив
не ловок и не хитер
Но он МУДР, по этому ему подвластно все!
Stranniks написал(-а): 11.04.2007 14:56
matoos написал(-а): 14.04.2007 03:51
Лев — смелый хищник, но и он попадается в капканы
Як — сильный работяга, оказывается в упряжи для распахивания земли
Попугай — красноречивая птица, но и она не может заговорит повара, желающего ее убить
обезьяна — ловкая и наглая, но и она попадает в сети охотника
мышь — хитрый зверек, но и она не может перехитрить человека.
Человек — не смел
не силен
не красноречив
не ловок и не хитер
Но он МУДР, по этому ему подвластно все!
Маруся написал(-а): 15.04.2007 01:43
Aion написал(-а): 20.09.2010 21:07
У нас ходил на ритрит один такой гуру – специалист по социальному альпинизму. Хотел набраться эзотерического вокабуляра для общей эрудиции. Я его раз спросил – а чего ты сам за семьсот грин сосешь, если все рецепты знаешь? А он говорит – есть, мол, тибетская пословица: «учитель может летать, а может не летать»…
«Заставь глупца простирания выполнять — он себе руки сотрет и расшибет лоб» )
Здесь не тот случай. Это мудро наоборот. Лама Цонкапа сделал 3 с половиной миллиона простираний по сто тысяч перед каждым из 35 будд покаяния на камне на котором остались глубокие следы от его рук и пятна крови. Хотя он был Манджушри в теле человека и ему на самом деле не нужно было этого делать он показал что для очищения отрицательной кармы в реальности нужно приложить огромные усилия.
Вы думаете у воплощенного Манджушри не было более доходчивого, а главное экономичного для здоровья способа объяснить что-то про очищение негативной кармы?
))))))))))))))))))))))))))))))
Цонкапа был человеком — это однозначно. И однажды тоже едва не умер от допущенной некогда ошибки — пришлось спрашивать у божеств, что делать, чтобы продлить жизнь. Все это свидетельствует о сугубой человечности Цонкапы и наличии у него кармы в потоке сознания на тот момент. И Будда был человеком. Вопросы воплощенности в ком-либо Будд и Бодхисаттв ннесравненно тоньше, нежели грубое понимание прямо — дескать он и был Манджушри. Кстати, тибетские Учителя часто напоминают, что гораздо полезнее для практики восприятие Будды Шакьямуни человеком, достигшим всего ценой собственных усилий, о чем заповедал своим ученикам и сам Будда Шакьямуни. Не нужно грубых уподоблений — они хороши лишь для тех, кто не может обрести знание своим трудом по причине отсутствия способностей, а идет сугубым путем веры.
Вы думаете у воплощенного Манджушри не было более доходчивого, а главное экономичного для здоровья способа объяснить что-то про очищение негативной кармы?
))))))))))))))))))))))))))))))
Цонкапа был человеком — это однозначно. И однажды тоже едва не умер от допущенной некогда ошибки — пришлось спрашивать у божеств, что делать, чтобы продлить жизнь. Все это свидетельствует о сугубой человечности Цонкапы и наличии у него кармы в потоке сознания на тот момент. И Будда был человеком. Вопросы воплощенности в ком-либо Будд и Бодхисаттв ннесравненно тоньше, нежели грубое понимание прямо — дескать он и был Манджушри. Кстати, тибетские Учителя часто напоминают, что гораздо полезнее для практики восприятие Будды Шакьямуни человеком, достигшим всего ценой собственных усилий, о чем заповедал своим ученикам и сам Будда Шакьямуни. Не нужно грубых уподоблений — они хороши лишь для тех, кто не может обрести знание своим трудом по причине отсутствия способностей, а идет сугубым путем веры.
Манджушри безошибочен, Цонкапа — нет (это следует из приведенного мною примера о внезапно проявившейся угрозе смерти для него).
А задним числоом можно все что угодно объяснитьь и оправдать — де, это была игра, упая и прочее. Факт говорит о наличии кармы и ошибок. Цонкапа от этого не становится менее святым, заметьте.
Powered by vBulletin™ Version 4.2.5
Copyright © 2019 vBulletin Solutions, Inc. All rights reserved.
20 тибетских поговорок, в которых собрана вся мудрость мира
В Тибете изучается пять наук: первая наука о ремёслах, вторая – о звуке и обо всём, что относится к речи, третья – астрология и астрономия – это внешняя наука, четвёртая изучает сознание – внутренняя наука, пятая – медицина. Пословицы, поговорки, скороговорки, загадки, которые тоже есть в Тибете, исследует наука о звуке. Сегодня мы коснемся непосредственно пословиц и поговорок.
Территория Страны снегов, так раньше и сейчас называют Тибет, делится на три провинции: северная – Амдо, северо-восток – Кхам, к которой принадлежит автор доклада, и южная – Уюцан ( Центральный Тибет). На каждой из этих территорий бытуют свои пословицы и поговорки, отражающие реальное состояние нравов и мировоззрение их жителей. Но во времена Мао Цзе-дуна на территорию Тибета вторглись китайцы: многое изменилось, многое было запрещено. Некоторые пословицы, особенно те, которые касались политических воззрений, произносились лишь среди своих. На данный момент национальные пословицы и поговорки стали забываться и по причине отсутствия интереса у молодых людей к древней культуре. Но ученые собирают в своих поездках по различным селам информацию о традиционной культуре, издают книги. Сейчас выпущено три тома пословиц разных племен, населяющих Тибет.
1. Родник землей не засыплешь, растущее дерево камнем не придавишь.
2. Даже Будда, если он из глины, не уцелеет, переходя реку вброд.
3. Если не бить в барабан, он будет молчать. Если правду не разъяснять, она останется непонятной.
4. Мудрый сначала выслушает, потом решит. Глупый сначала сделает, потом начнет размышлять.
5. Собаку по лаю узнают.
6. Тот, кто с первого шага начинает жалеть, что пошел на гору, не сможет взобраться и на маленький холм.
7. Если не видишь, пойди на гору; если не понимаешь, спроси у старшего.
8. Из тысячи иголок можно выковать топор. С помощью тысячи топоров можно построить храм.
9. Как бы ни прятали в комнате кусочек сандалового дерева, воздух все равно наполнится ароматом.
10. У монастыря только крыша золотая.
11. Рано утром не встал — целый день прогулял. Кто по молодости не учился — в жизни потерялся.
12. Ласку поймет и ребенок, сладость персика — даже слепой.
13. Одна веревка — не кнут, одно дерево — не лес.
14. Одежда делает человека, а плётка собаку.
15. Сказать мало — будет непонятно, сказать много — заморочить голову.
16. Сколько пучков волос ни связать, они никогда не заменят балки для дома.
17. Сколько бы трусов не сошлось в одно место, совершить подвиг им не под силу.
18. У одного порога двум попрошайкам делать нечего.
19. У правды нет приятелей.
20. Человек, кто часто говорит о твоих недостатках, не всегда твой враг. Человек, кто часто говорит о твоих добродетелях, не всегда твой друг
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.